Главная страница » О регионе » История » Древнейшее прошлое Ярославского края
   

Кандидат исторических наук, доцент, заместитель декана исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Елена Владиславовна Спиридонова

Древнейшее прошлое Ярославского края 

 

Первые люди на территории нашего края появились в конце верхнего палеолита, примерно 20-18 тыс. лет назад. Это был период завершения последнего вюрмского оледенения, вдоль ледникового щита широкой дугой располагались зоны тундры и лесотундры. Здесь водились такие животные, как мамонт, шерстистый носорог, первобытный бизон и др. Древнейшие стоянки людей на территории нашего края принадлежат к костенковско-(стрелецко)сунгирской археологической культуре.  Основным занятием людей в этот период были охота и собирательство. Охотились главным образом на северных оленей, мигрируя вслед за стадами этих животных в тундровую зону весной и возвращаясь в лес осенью.

Активное заселение края началось в эпоху мезолита, около 9 тыс. лет назад, когда тундра и лесотундра сменяются таежными лесами. Прежняя коллективная охота сменяется индивидуальной, следствием чего стало появление нового оружия – лука и стрел. К собирательству и охоте добавилось рыболовство. Вероятно, именно в этот период была одомашнена собака. К мезолитическим культурам, бытовавшим на территории края, относятся бутовская и иеневская. В сложении бутовской культуры (8-5 тыс. до н.э.) принимали участие пришлое с территории современной Польши население и местные верхнепалеолитические племена. Преобладающим типом каменного инвентаря являются ножевидные пластины и орудия, сделанные на их основе. У бутовцев, по-видимому, начали зарождаться культы медведя и лося. Иеневская культура оформилась на основе местных верхнепалеолитических племен. Хозяйственный уклад иеневцев и бутовцев почти не отличался, поэтому к 5 тыс. до н.э. более многочисленные бутовцы ассимилировали иеневцев.

 Сосуд ямочно-гребенчатой керамики (неолит)

Первой культурой эпохи неолита, когда климат становится более благоприятным, а хвойные леса сменяются широколиственными,  стала верхневолжская (конец 6- конец 5 тыс. до н.э.). Верхневолжцы относились к европеоидному типу. Поселения располагались по берегам рек, жилищами служили полуземлянки или шалашеобразные слегка углубленные в землю сооружения округлой или прямоугольной формы. Появляется лепная керамика, которая отличалась широким горлом и круглым или острым дном. Из глины были изготовлены также небольшого размера диски с орнаментом, скорее всего, они играли роль амулетов. Верхневолжская культура на нашей территории сменяется льяловской, которая относилась к группе культур с ямочно-гребенчатой керамикой, занимавших с рубежа 5-4 тыс. до н.э. всю лесную полосу Европейской России. Корни льяловской культуры следует искать на севере (Карелия, Прионежье). По антропологическому типу льяловцы относились к европеоидам с сильной примесью монголоидности (лапоноидный тип). Жилища льяловцев представляли собой прямоугольные полуземлянки с шалашеобразным наземным завершением. Были широко распространены круглодонные керамические сосуды полуяйцевидной формы. Судя по находкам гарпунов, рыболовных крючков, сетевых грузил, рыболовство играло в льяловском хозяйстве важную  роль.

В 3 тыс. до н.э. на территориях от Прибалтики до Камы распространяется волосовская культура, которую большинство исследователей связывают с медно-каменным веком – энеолитом. Жилища волосовцев представляли собой округлые землянки или прямоугольные столбовые дома от 40 до 150 кв. м. По антропологическому типу волосовцы относятся  в основном к европеоидам, хотя встречаются и лапоноидные черты. Погребения, как правило, производились на поселениях около жилищ, а иногда прямо в жилищах. Костяки лежат вытянуто на спине, реже на животе, на поздних этапах появляются скорченные погребения. Хозяйство волосовцев продолжает оставаться неолитическим охотничье-рыболовецким. На поздних этапах, возможно, была одомашнена свинья. Для керамики характерны круглодонные сосуды с толстыми стенками, заглаженной поверхностью и редким штампованным орнаментом. Несмотря на появление небольших изделий из меди, обработка камня в энеолите продолжает играть ведущую роль. Достаточно распространенной находкой являются каменные и костяные фигурки, изображающие людей, животных, птиц и рыб. Судя по часто встречающимся в погребениях костей медведя, это животное также играло определенную роль в религиозных верованиях

Реконструкция внешнего облика представителя волосовской культуры  

 Графическая рекнструкция внешнего облика фатьяновцев

В бронзовом веке на территории Волго-Окского междуречья появились скотоводческо-земледельческие племена шнуровой керамики и боевых топоров. Эти племена рассматриваются как древние индоевропейцы, общие предки славян, балтов и германцев. На территории Ярославского края получила распространения фатьяновская культура (2 тыс. до н.э.). Одна из ее особенностей - отсутствие поселений. Исследователи объясняли это по-разному: кочевым образом жизни, расположением поселений на ныне заболоченных территориях, использованием для проживания стоянок поздних волосовцев и т.д. На территории Ярославской области было открыто более 70 грунтовых фатьяновских могильников. Характерной чертой погребений фатьяновцев является скорченное трупоположения на боку. Погребальный обряд позволяет выявить патриархальный уклад жизни фатьяновцев, а также начало в этих племенах социального и имущественного расслоения.

Специфической чертой фатьяновской культуры можно назвать каменные, шлифованные сверленые топоры-молоты ладьевидной формы и круглодонные «бомбовидной» формы лепные сосуды с геометрическим или шнуровым орнаментом. В женских погребениях были найдены ожерелья, состоящие из зубов хищников  и трубчатых птичьих костей, а также из раковин и, реже, янтаря. Среди инвентаря встречаются ритуальные топоры с головами лосей и медведей. В погребениях были найдены и металлические изделия – украшения, наконечники копий и топоры. Все они сделаны из меди с незначительными примесями, которую добывали в Среднем Поволжье. В хозяйстве фатьяновских племен преобладало скотоводство, которое, вероятно, было стойловым, пастушеским. Разводили в основном свиней и овец, на поздних стадиях появляется корова и лошадь.

 Орудия труда и керамика фатьяновской культуры

В середине 2 тыс. до н.э. на юге Ярославского края распространились ираноязычные скотоводческие племена абашевской культуры, пришедшие из Подонья. Они были не слишком многочисленны и достаточно быстро растворились в местном населении. Основными памятниками абашевской культуры являются круглые и овальные курганы, под насыпью которых располагались могильные ямы. Умерших укладывали на спину с подогнутыми ногами. Среди погребального инвентаря можно выделить плоские бронзовые топоры, копья с длинной втулкой, богато украшенные женские головные уборы, желобчатые браслеты и спиральные перстни. Своеобразна керамическая посуда: острореберные плоскодонные сосуды, похожие по форме на перевернутый колокол, горшки баночной формы и круглодонные сосуды, украшенные волнистыми линиями и вдавлениями.

В середине 2 тыс. до н.э. на юге Ярославского края распространились ираноязычные скотоводческие племена абашевской культуры, пришедшие из Подонья. Они были не слишком многочисленны и достаточно быстро растворились в местном населении. Основными памятниками абашевской культуры являются круглые и овальные курганы, под насыпью которых располагались могильные ямы. Умерших укладывали на спину с подогнутыми ногами. Среди погребального инвентаря можно выделить плоские бронзовые топоры, копья с длинной втулкой, богато украшенные женские головные уборы, желобчатые браслеты и спиральные перстни. Своеобразна керамическая посуда: острореберные плоскодонные сосуды, похожие по форме на перевернутый колокол, горшки баночной формы и круглодонные сосуды, украшенные волнистыми линиями и вдавлениями.

Березняковское городище.Дьяковская культура

В конце 2 тыс. до н.э. по всей лесной зоне  распространилась культура текстильной керамики, представители которой относились к финноязычным  народам. Свое название эта культура получила по специфической орнаментации керамики, которую иногда еще называют сетчатой. В результате все более сильного давления финно-угорских племен происходит ассимиляция ими фатьяновцев и поздних волосовцев. На такой смешенной основе первой половине 1 тыс. до н.э. складывается первая на нашей территории культура, относящаяся к раннему железному веку - дьяковская (VII век до н.э. – VI век н.э.). Наличие укреплений на большинстве поселений свидетельствует о начале разложения родового строя, частых военных конфликтах. Поселения располагались на естественно укрепленных территориях, ограниченных руслами рек и оврагами.

Дьяковцы относились к скотоводческо-земледельческим народам, разводили лошадей, занимались земледелием, в начале мотыжным, потом пашенным, выращивали ячмень, рожь и пшеницу. Лошадей разводили в первую очередь на мясо, лишь на поздних этапах их стали использовать в качестве транспортного средства. Подсобными занятиями дьяковцев были охота и, в меньшей степени, рыболовство.

Распространенной находкой на поселениях являются так называемые «грузики дьякова типа» - глиняные предметы, с зубчиками по нижнему и верхнему краю и накольчатым орнаментом. Скорее всего, они использовались в качестве грузиков для ткацкого станка, хотя существует и гипотеза об их ритуальном предназначении. Железные изделия на поселениях встречаются не так уж часто: ножи с «горбатой» спинкой, топоры-кельты, напоминающие по форме широкие долота и др. Умерших дьяковцы кремировали, а затем хоронили в специальных срубах - «домиках мертвых». По-видимому, у дьяковцев существовал культ медведя и, возможно, бобра. Дальнейшая судьба культуры пока до конца не ясна. Возможно, часть дьяковцев растворилась в балтской среде.

Находки с памятников дьяковской культуры 

В VI-VII веках н.э. на территории Верхнего Поволжья складывается мерянская этнокультурная общность. Меряне был первыми жителями нашего края, которые были упомянуты в письменных источниках:  имя меря (merens) встречается в сочинении «Гетика» византийского историка VI века Иордана. Географическое местоположение мери достаточно четко дано в древнерусской «Повести временных лет»: «На Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, на Клещин озере меря же…». В последний раз меря упоминается в летописи под 907 годом (участники похода Олега на Царьград). Меряне принадлежали к финно-угорским народам. Вполне вероятно, северные районы нашей области населяло другое финно-угорское племя – весь.

 Валы Сарского городища  Центром местных племенных союзов было, по-видимому, Сарское городище, располагавшееся на правом берегу реки Сары. Городище существовало с конца VII до начала XI века, было укреплено четырьмя валами и рвом, а его площадь могла доходить до 2,7 га. На поселении были обнаружены 12 деревянных построек: наземных сооружений и полуземлянок с двускатной крышей и земляным полом. По-видимому, Сарскому городищу были присущи две основные функции: военная и торговая.

Меряне разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней. Большую роль играли охота, в том числе на пушных зверей,  и рыболовство. Значительного развития достигли ремесла: кузнечное, ювелирное, косторезное и т.д. Керамика оставалась лепной, в основном это плоскодонные приземистые горшки с широким горлом и гладкой, чуть подлощенной поверхностью. Одним из типичных украшений мери были шумящие привески: колокольчики, трапецевидные подвески или «утиные лапки», которые крепились к треугольной, круглой или четырехугольной основе с помощью коротких цепочек. В качестве основы или отдельной подвески могли выступать фигурки птичек (уточек) или коньков. Типичными погребальными памятниками мерян были грунтовые могильники, в которых встречались и трупоположения, и трупосожжения. В могильниках не редко находили культовые предметы: кольца и медвежьи лапы из глины, железные змеи, подвески из костей бобра и т.д. Это свидетельствует о широком распространении зооморфных культов. Шумящие подвески из раскопок на поселении Усть-Шексна и в Ярославле   

Мерянские племена в IX-X веках находились на стадии разложения родоплеменного строя, этот процесс был значительно ускорен славянской колонизацией, которая вызвала разрушение прежней племенной структуры и фактически ликвидацию мерянских поселений.