Главная страница » О регионе » История » Ярославский край в 1941-1991 годы 
   

Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой регионоведения и туризма ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Андрей Юрьевич Данилов

 

 Ярославская область в 1941-1991 гг. 

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. И хотя Советский Союз в первые полтора ее года волею руководства страны оказался в союзнических отношениях с нацистской Германией, но всем было понятно, что это временное явление, и общество готовилось к отражению неминуемой агрессии.

В 1939-1941 годы экономика области активно перестраивалась на военные рельсы. Особенно важная роль отводилась Рыбинскому моторостроительному заводу. Его реконструкция, начавшаяся в ноябре 1940 года, была на контроле лично И.В. Сталина. В результате в кратчайшие сроки (для обеспечения этого 1-й секретарь Ярославского обкома Н.С. Патоличев был вынужден жить в Рыбинске) был совершен переход на производство новых моторов М-105 для военных самолетов Як и Пе, к июню 1941 года завод производил 45 таких моторов в сутки.

ЯЭМЗ перешел на производство осколочно-фугасных снарядов и стартеров для знаменитых танков Т-34; Ярославский тормозной завод стал выпускать взрыватели, «Красный маяк» - патроны. Наконец, на Рыбинском заводе типографских машин стали производить минометы.

Кстати, эти минометы были изобретены Б.И. Шавыриным – уроженцем г. Ярославля. Всё минометное вооружение Советской армии в годы Великой Отечественной войны – разработки ленинградского СКБ-4, во главе которого находится Б.И. Шавырин. 

Еще один талантливый изобретатель военной техники родился в Ярославском крае – М.И. Кошкин. В 1940 году в конструкторском бюро в Харькове он создал лучшую боевую машину 2-й Мировой войны – танк Т-34, за что позднее, уже после своей смерти, был объявлен Гитлером его личным врагом, а Сталиным – лауреатом Сталинской премии.

В преддверии войны с Германией руководство страны стремилось изменить к лучшему ситуацию с транспортной инфраструктурой. В кратчайшие сроки в 1940-1941 годы методом народной стройки были созданы шоссированные автодороги Ярославль-Рыбинск и Ярославль-Кострома. 

И, все же, нападение гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941 года стало неожиданным и переломным для всей страны. Мирная жизнь осталась в прошлом.

За первый же день войны в армию было призвано 14 тысяч жителей Ярославской области, а еще около 6 тысяч человек в ближайшие дни записалось в армию добровольцами. На территории Ярославской области были сформированы: 243-я стрелковая дивизия, участвовавшая в Смоленском сражении, освобождении Калинина, Ворошиловграда, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Ясско-Кишиневской операции, и получившая звание краснознаменной; 246-я дивизия (сформирована в Рыбинске), оборонявшая Москвы, освобождавшая Калининскую область, Украину, Польшу, Чехословакию, участвовавшая в сражении на Курской дуге; 234-я коммунистическая дивизия (состояла из 6 тысяч коммунистов и 2 тысяч комсомольцев),  прославившаяся форсированием Западного Буга, освобождением Бреста, ликвидацией плацдарма на Одере у Штецина.  234-я коммунистическая прославилась еще и тем, что разгромила дивизию, командовал которой офицер, отдавший ранее приказ о казни Зои Косьмодемьянской. В коммунистической дивизии воевал снайпер Пальмин – бывший рабочий шинного завода, уничтоживший за войну 247 фашистов.

Всего же за годы Великой Отечественной войны ушло на фронт около 500 тысяч ярославцев. 200 тысяч ярославцев не вернулись домой. Наиболее серьезные потери Красная армия несла в первые месяцы войны во время катастрофического отступления.

К осени 1941 г. линия фронта подошла на 50 км. к границам области. Возникла угроза обхода Москвы через Ярославль. Поэтому 15 октября 1941 г. к Сталину были вызваны 1-й секретарь Ярославского обкома Н.С. Патоличев, секретари Ярославского, Рыбинского и Костромского горкомов ВКП (б), где им был дан приказ во что бы то ни стало удержать линию «Рыбинское море – Ярославль». По всей области начались работы по созданию укреплений общей протяженностью 1900 км., на которых было задействовано до 250 тысяч человек.

С октября 1941 г. начались постоянные авианалеты на крупнейшие промышленные центры области – Ярославль и Рыбинск. Всего за 1941-1943 годы фашистской авиацией было совершено 240 таких бомбардировок. Особенно разрушительный налет произошел в ночь с 9 на 10 июня 1943 г., в результате чего был выведен из строя на 100 дней Резинокомбинат.

В первые месяцы войны активно велась эвакуация предприятий. Причем часть их прибывала в Ярославскую область с западных территорий (из Украины, Ленинградской и Калининской области), в то же время на восток отправлялись наиболее крупные ярославские заводы. Так, Рыбинский авиамоторный завод за 10 дней был полностью разобран и отправлен в Уфу (где позднее и остался навсегда), а через несколько дней его опустевшая территория была подвергнута бомбардировке вражеской авиации. Всего на восток было отправлено более 5000 тысяч вагонов с оборудованием ярославских заводов, вместе с ними проследовало более 30 тысяч рабочих этих предприятий.

Оставшиеся предприятия практически полностью перешли на выпуск военной продукции: все машиностроительные заводы области выпускали минометы, ярославский автозавод освоил выпуск артиллерийских тягачей и пистолето-пулеметов Шпагина (ППШ). Даже Ликеро-водочный завод стал выпускать продукцию для фронта – зажигательную смесь «коктейль Молотова». 

Множество ярославцев прославилось на фронтах войны. 227 из них стали  Героями Советского Союза, 27 – полными кавалерами ордена Славы. Из Ярославской области происходит ряд знаменитых военачальников: Ф.И. Толбухин (маршал, Герой Советского Союза, кавалер ордена Победы, командующий Южным, 3-м Украинским, 4-м Украинским фронтами, освобождавшими Украину, Крым, Болгарию, Румынию, Венгрию, Австрию); Ф.М. Харитонов (один из самых молодых командующих армиями, освободил Ростов-на-Дону осенью 1941 г., сдержав наступление на Москву, погиб в 1943 г.); П.И. Батов (генерал, командующий армией, дважды Герой Советского Союза, восьмикратный кавалер ордена Ленина); И.А. Колышкин (контр-адмирал, Герой Советского Союза, командир соединения подводных лодок Северного флота, уничтожившего 16 транспортов врага).

В Ярославской области было создано несколько  партизанских отрядов, впоследствии заброшенных в тыл врага. Самый известный из них -   «Ярославец», действовавший в районе дороги Москва-Минск на Смоленщине и уничтоживший до августа 1942 г. более 1200 солдат, 20 км линии связи, 42 танка, 17 мостов, 37 автомашин, 4 железнодорожных эшелона. В отряде ярославца Бориса Крайнова воевала и сама Зоя Космодемьянская.

На территории Ярославской области действовало 93 эвакгоспиталя (в основном размещались в зданиях школ), через которые прошло почти 400 тысяч раненных солдат. В Ярославль и другие города области было эвакуировано около 100 тысяч детей из блокадного Ленинграда. Для них были созданы специальные детдома.

Хотя Ярославская область в годы Великой Отечественной войны находилась в тылу, но каждый ярославец напрямую испытал на себе ее тяжесть и горе. За станки на предприятиях и за плуги в деревнях встали женщины и подростки. Жмых, крапива, лебеда и дикая птица стали обычной пищей жителей области. А постоянные привлечения на авральные сверхурочные работы, повышения норм и трудодней – суровой повседневностью. Вместе с тем наблюдался небывалый энтузиазм и единение ярославцев, которые из своих скудных заработков собирали средства на авиаэскадрилью «Ярославский комсомолец», танковые колонны «Ярославский колхозник» и «Иван Сусанин», подводную лодку «Ярославский комсомолец». В 1943 г.  ярославские крестьяне заняли первое место в СССР по выработке трудодней (в среднем в этот год они вырабатывали по 392 трудодня!). Результат всех этих усилий на фронте и в тылу - тяжелая и долгожданная, горькая и радостная победа в мае 1945 года.

 

Победа досталась нашей стране тяжелейшей ценой. Уже упоминалось, что домой не вернулось около 200 тысяч ярославцев. Для тех же, кто остался жив, пройдя жестокую мясорубку, требовалась социальная адаптация и трудоустройство. В годы войны произошло резкое снижение рождаемости (общая численность школьников в области была восстановлена на довоенном уровне лишь во второй половине 1960-х гг.; в 1953 г. количество первоклашек меньше, чем в 1949 г. в 2 раза).

Особенно сильный удар был нанесен войной по селу – деревня обезлюдела, оскудела из-за износа техники, изъятия скота, отсутствия государственной поддержки. Ситуация еще более усугубилась в связи с постигшей сельское хозяйство засухой в 1946 г.

Естественно, что снизились и объемы промышленного производства: в 1945 г. валовая продукция промышленности достигала лишь 72% довоенного уровня.

В 1946 г. был принят новый, 4-й пятилетний план, главной задачей которого объявлялось восстановление народного хозяйства. При этом государство четко расставило приоритеты: на первом месте вновь – тяжелая промышленность и транспорт, и только потом – улучшение бытового положения трудящихся.

Одним из основных процессов, проходивших в те годы в промышленности области, был переход предприятий на производство продукции мирного назначения. Так, Ярославский автомобильный завод вместо минометов вновь стал выпускать грузовики и моторы к ним. Летом 1945 г. в ходе демонстрации новых советских автомобилей на территории Кремля мимо членов правительства проехал 7-тонный ярославский грузовик ЯАЗ-200. С 1947 завод стал выпускать  12-тонные грузовики ЯАЗ-210. В первые послевоенные годы ЯАЗ производил ежегодно 15 тысяч грузовиков.

«Красный маяк», также производивший минометы, стал изготавливать строительные вибраторы, которые позволяли резко улучшить качество бетоноукладочных работ. Ярославский судостроительный завод стал производить крупнотоннажные катера класса «река-море» и хозяйственные катера для перевозки грузов по малым рекам.

Ряд предприятий сменили свой профиль. Угличский завод точных механических камней, а также эвакуированный в Углич Петрозаводский часовой завод  объединились в одно предприятие, которое стало крупнейшим в СССР часовым заводом «Чайка». С 1950 г. завод наладил выпуск ручных часов «Звезда» и «Победа».

Фабрика «Красный перекоп» с 1948 г. стала называться комбинатом технических тканей, т.к. полностью перешла на выпуск бельтинга (техническая ткань особой прочности для изготовления транспортных лент для каменноугольной и горнорудной промышленности). Эта продукция шла на восстановление шахт Донбасса.

В первые послевоенные годы было, наконец, полностью завершено строительство Рыбинской ГЭС: в августе 1945 г. была введена в эксплуатацию третья турбина, чуть позже – четвертая, пятая и шестая. Каждая турбина имела мощность 70 тыс. кВт. В результате Рыбинская ГЭС стала крупнейшей на тот момент ГЭС в мире.

Из новых предприятий, появившихся в то время, следует отметить Кабельный и Электротехнический заводы в Рыбинске, завод газоочистительной аппаратуры в поселке Семибратово, Норский керамический завод в Ярославле.

Восстановление промышленности в области шло быстрее, чем в целом по стране: к 1948 г. промышленное производство достигло довоенного уровня, а к 1950 г. оно превысило уровень 1940 г. на 46%. При этом 40% всей прибыли от промышленности шло на восстановление пострадавших от оккупации территорий СССР.

Восстановление сельского хозяйства шло не столь успешно. С 1945 г. начала проводиться массовая электрификация деревень (за 5 лет электричество проведено в 700 колхозов), телефонизация сельсоветов, началась радиофикация деревни. Создавались новые машино-тракторные станции, на них посылалась новая техника. В колхозы были отправлены опытные руководители, а для колхозников организованы агрономические курсы.

В результате всех этих мер к 1948 г. был достигнут довоенный уровень запашки земли под зерновые культуры. Но в целом колхозы не смогли достигнуть довоенных показателей даже к 1950 г. Более того, по некоторым показателям ярославская деревня была ниже уровня 1913 года. Особенно большие проблемы имелись в животноводстве (резкое уменьшение надоев), льноводстве и картофелеводстве. Очень медленно росли зарплаты колхозников, которые работали почти задаром. В результате – апатия у колхозников, усталость. Они понимали, что государство опять, как и в годы индустриализации, решало все проблемы страны на счет деревни. Из села выжимали все ресурсы, в первую очередь за счет того, что закупочные цены на сельхозпродукцию были крайне низкими.

В 1950 г. правительство начало акцию по укрупнению колхозов и превращению их в агрогорода. 3900 колхозов Ярославской области были объединены в 960. Было объявлено о постепенном отказе от личных приусадебных участков колхозников.

И всё же население радостно воспринимало любые перемены к лучшему, свидетельствовавшие о том, что страшные годы военного лихолетья  позади. В 1947 г. правительство отменило карточную систему и провела денежную реформу. Затем последовали неоднократные снижения цен на продукцию первой необходимости. Новое жилье в 1946-1950 гг. получило около тысячи семей (правда, большая часть ярославцев продолжала жить в коммуналках, бараках, подвалах).

Особенно большие перемены в плане благоустройства происходили в областном центре. В 1949 г. в Ярославле начал курсировать троллейбус, а в 1952 г. на месте станции Всполье был построен вокзал «Ярославль-Главный» и комплекс привокзальной площади. Площадь Ярославля была увеличена в два раза за счет включения в городскую черту пригородных поселков и деревень Норское, Иваньково, Брагино, Яковлевское, Волгострой. Была открыта филармония и детская железная дорога, музей Н.А. Некрасова в Карабихе, 7 кинотеатров, пленетарий, 5 новых больниц, 40 новых школ. В 1949/50 годах страна перешла на всеобщее обязательное 7-летнее образование. 

В 1946 г. постановлением Советского правительства город Рыбинск был переименован в Щербаков – в честь советского государственного и партийного деятеля, возглавлявшего Московский городскую и областную партийную организацию в годы войны и являвшегося одним из организаторов обороны Москвы. А.С. Щербаков провел детство и юность в Рыбинске, здесь же вступил в комсомол, что и было отмечено при наименовании города. Это название Рыбинск носил до 1957 года.  

 

Смерть И.В. Сталина в 1953 году привела к началу столь необходимых реформ. Правда, коснулись они преимущественно социально-экономической сферы, практически не затронув политическую. Критика культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС и последовавший за этим короткий период оттепели не привел к отказу от монополии компартии на власть и идеологию.

Новый руководитель партии Н.С. Хрущев считал себя специалистом в сельском хозяйстве, сделав акцент на развитие этого сектора экономики. 

На первых порах эти реформы дали положительный результат. Крестьяне переставали быть изгоями советской общественной системы.  Были в несколько раз повышены закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, снижались налоги на приусадебные участки, увеличивалось снабжение села техникой. Сразу же после 1953 г. в колхозы области поступило 2000 тракторов и 300 комбайнов. В колхозы было направлено более тысячи специалистов.

В результате денежные доходы жителей села увеличились в два раза. На треть выросла урожайность основных сельхоз культур.

Началось освоение целины. В 1954-1956 гг. из Ярославской области на освоение целинных земель выехало более 6 тыс. человек.

Но быстрый подъем на селе не стал продолжительным. С конца 1950-х годов начали нарастать кризисные явления. Переданная решением правительства на баланс колхозов техника не могла содержаться надлежащим образом, получившие в 1958 г. паспорта колхозники стали массами уезжать в города. В результате в конце 1950-х годов впервые городское население Ярославкой области превысило сельское. Особенно серьезный удар сельскому хозяйству области нанесла так называемая кукурузная кампания, в результате которой 40% всех посевных площадей было засеяно этой нетипичной и не вызревающей в нашей местности культурой.

Последствием этого было для сельского хозяйства – недостаток кормов для животных, для обывателей - повышение цен на продукты питания, появление длинных очередей за самым необходимым.

Более впечатляющие результаты были достигнуты в области промышленности. В первые годы правления Хрущева акцент делался на усовершенствование производственного процесса на действующих предприятий. Например, на ЯАЗ были впервые внедрены станки-автоматы и полуавтоматов (правда, многие рабочие не умели на них работать, имея низкий образовательный уровень). Новые предприятия, появившиеся в это время – полиграфкомбинат и ТЭЦ-2 в Ярославле.

Но с середины 1950-х началось снижение темпов роста промышленного производства. В результате Н.С. Хрущев взял курс на децентрализацию управления промышленностью и сельским хозяйством. В 1957 г. в стране были созданы совнархозы, среди которых был Ярославский совнархоз (ему подчинялось около 200 предприятий).

В 1959-1965 годах в стране был объявлен семилетний план (семилетка), в результате выполнения которого закладывалась бы материально-техническая база коммунизма в СССР. В стране начался промышленный бум. Проявлением этого стала спешная достройка Ново-Ярославского нефтеперерабатывающего завода (строился с 1952 г., но медленно, лишь в 1958 г. – объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой). В результате в 1962 г. была пущена первая очередь НПЗ, началось производство бензина, мазута, керосина, сырья для производства резины, пластмасс, лаков. Но экологическая ситуация в Ярославле резко ухудшилась. Ярославль в 1960-1990-е гг., до переоборудования завода, неизменно входил в число 50 наиболее загрязненных городов СССР.

В 1958 г. изменил свой профиль ЯАЗ. Он стал называться ЯМЗ, перейдя на производство исключительно дизельных моторов (первым в стране). Серьезные технологические изменения на шинном заводе привели к увеличению пробега шин с 35 до 300 тысяч км.

Рыбинский моторостроительный завод  стал производить моторы для сверхзвуковых стратегических межконтинентальных ракетоносцев М-50 и для первых сверхзвуковых тяжелых самолетов-разведчиков ТУ-22 Р. 

В 1958 г. началась электрификация Северной железной дороги на участке Александров-Ярославль.

В целом результаты семилетки были впечатляющими, хотя 300 новых предприятий, как было декларировано, создано не было.

Особенно ощутимыми были изменения в социальной сфере. Жилой фонд в Ярославле с 1950 по 1965 гг. вырос в два раза (конечно, в основном за счет не очень качественных «хрущевок», но в сравнении с коммуналками и бараками они казались «раем»). В областном центре появился новый жилой район – Нефтестрой с населением около 80 тысяч человек. В 11 раз (!) возросли расходы на социальную сферу (что, даже с учетом инфляции, можно считать прорывом).

Наконец, население страны не могло не гордиться достижениями СССР в области научно-технического прогресса. В 1963 году, через два года после полета в космос Ю.А. Гагарина, ярославцы рукоплескали В.В. Терешковой – первой женщине-космонавту, уроженке д. Масленниково Тутаевского района.

 

Более четверти века, с 1961 по 1986 г., Первым секретарем Ярославского обкома КПСС был Ф.И. Лощенков, который являлся одним из заметных региональных лидеров СССР этого времени. Для Лощенкова явным приоритетом было превращение Ярославля в крупнейший индустриальный и культурный центр региона. Методы его руководства были авторитарными, в результате чего народ называл его «Царь Федор».  

 

Динамичное, хотя и не всегда последовательное, развитие области, характерное для периода правления Н.С. Хрущева, некоторое время продолжалось и после его отстранения в октябре 1964 г. Вторая половина 1960-х годов вошла в историю как время экономических реформ А.Н. Косыгина. Главным в этих реформах было снижение обязательных государственных плановых показателей, материальное стимулирование рабочих и представление предприятиям большей самостоятельности.

В Ярославской области наиболее ярким проявлением косыгинских реформ стало движение за научную организацию труда (НОТ), которое было инициировано Рыбинским моторостроительным заводом. Имя его директора П.Ф. Дерунова звучало тогда во многих СМИ, а Рыбинск в 1968 г. стал местом проведения Всесоюзного семинара по обмену опытом работы по внедрению НОТ.

В конце 1960-1970-х годов Рыбинский моторостроительный завод, помимо традиционной, стал выпускать несколько наименований высококачественной продукции гражданского назначения: моторы для тракторов «Беларусь», молочные сепараторы, снегоходы «Буран».

Внедрение НОТ на шинном заводе привело к появлению шин со съемными протекторами. Завод в эти годы стал выпускать шины не только для грузовиков, но и для легковушек «Жигули».

ЯМЗ добился серьезного увеличения износостойкости моторов (до 10 тыс. часов). Генеральный директор завода А.М. Добрынин и генеральный конструктор Г.Д. Чернышов за эти разработки удостоились Ленинской премии.

Помимо технических новшеств за годы 8-й пятилетки в области появилось 190 новых предприятий.

В целом эти годы стали наиболее успешными в развитии промышленности области за все послевоенные годы. Главное достижение – рост производительности труда, т.к. резервы роста за счет притока населения к концу 1960-х гг. исчерпаны.

Начало 1970-х годов – резкий рост цен на энергоносители в мире, почти одновременно с открытием Западносибирских месторождений нефти и газа. В результате руководство страны взяло курс на свертывание реформ.

Одним из новшеств в управлении промышленностью в те годы стало создание производственных объединений. В производственное объединение «Автодизель» вошли Моторный завод, Завод топливной аппаратуры и два новых предприятия: Тутаевский моторный завод и Ярославский завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА). Продукция «Автодизеля» устанавливалась на МАЗах, КрАЗах, тракторах «Кировец», БелАЗах.

Созданное в Рыбинске производственное объединение моторостроения выпускало новые авиационные двигателей для самолета Ил-62М, а затем для Ту-154М. В 1981 г. рыбинские авиамоторы признаны лучшими в мире на международной выставке в Париже.

Рыбинский завод приборостроения стал производить высокоточные приборы для космических кораблей.

В целом промышленный потенциал Ярославской области, созданный к 1970-м годам, был существенно выше, чем в среднем по стране. Ярославские предприятия экспортировали свою продукцию в 80 стран мира, и это был в основном промышленный экспорт. Но одновременно в 1970-е годы всё больше стали проявляться проблемы, закладывавшие основы будущего социально-экономического кризиса. Гигантомания того времени (производственные объединения, предприятия-гиганты) делало производства громоздкими и неповоротливыми. Производство товаров народного потребления существенно отставало от тяжелой и химической промышленности. Высокий уровень промышленного развития слабо отражался на качестве жизни населения.

 

Развитие сельского хозяйства в области  в 1970 – первой половине 1980-х годов протекало значительно более низкими темпами, существенно отставая от показателей по стране в целом. Главными проблемами здесь были демографические – деревня, уровень жизни в которой  был значительно ниже, чем в городах, лишалась основной своей рабочей силы, уезжающей массами в города.

Государство наконец обратило внимание на проблемы села, но было уже поздно. К тому же не все шаги правительства были продуманы. В 1966 г. колхозников перевели на зарплату,  таким образом фактически оторвав их доходы от реальных результатов труда.

В 1970-е годы начались серьезные финансовые вливания в агросектор. В три раза увеличилось количество тракторов. Созданы большие механизированные фермы, свинокомплексы и птицефабрики. Завершена электрификация деревни, построены школы. Началось строительство асфальтовых дорог, хотя большая часть сел и деревень так и не были обеспечены автомобильными дорогами.  В результате несколько сотен населенных пунктов решением правительства были объявлены «неперспективными» и их жители расселены.

Реальной отдачи от масштабных государственных инвестиций в виде результатов труда колхозников нет. За десять лет в сельское хозяйство объемы производства в агросекторе увеличились лишь на 10%. И это при том, что теперь уже предприятия были обязаны в принудительном порядке помогать колхозникам убирать урожай (ездить «на картошку»), строить объекты соцкультбыта и т.д. Ряд решений в области был не продуман. Так, огромный овцекомплекс «Верзино» в Борисоглебском районе оказался не обеспечен кормами.  

В результате посетивший Ярославскую область в 1982 г. М.С. Горбачев охарактеризовал состояние сельского хозяйства области как «развал».

 

В 1960-е – первой половине 1980-х годов в Ярославской области, как и в целом по стране, велось интенсивной жилищное строительство, развивается социальная инфраструктура. В конце  1960-х гг. в Ярославле появился Северный жилой район (Брагино), началось строительство жилых массивов в Заволжском районе, на Суздалке.  

В 1963 году в областном центре был построен цирк, в 1967 году - областная библиотека им. Н.А. Некрасова. В 1965-1967 годах была проведена модернизация Волковского театра. Особенно активно сдавались объекты в год 50-летия Октябрьской революции: несколько заводских домов культуры, мост через Волгу. В 1970 г. в бывшем дворце губернатора открылся Ярославский художественный музей.

С 1970 г. по Ярославской области был проложен Всесоюзный плановый туристский маршрут «Золотое кольцо России», начали строиться предприятия индустрии гостеприимства (гостиницы «Турист» и «Юбилейная»).

В 1970 г. к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина в Ярославле был открыт государственный университет.

Строительный бум переживал и Рыбинск, увеличившийся за эти годы в два раза. В этом городе были построены первый в области автомобильный мост через Волгу (1963 г.), первые 12-этажные дома, первая автомобильная развязка, стадион «Сатурн», 50-метровый бассейн, несколько домов культуры.

В эти годы в Ярославской области возникают и действуют несколько научно-исследовательских центров государственного значения: Всесоюзный НИИ асбестовых технических изделий и НИИ мономеров в Ярославле, НИИ маслодельной и сыродельной промышленности в Угличе.

 

В середине 1980-х годов новому советскому руководству, пришедшему к власти, стало понятно, что необходимы серьезные реформы. Причин было множество, среди которых главные: усиление проблем в продовольственной сфере, хронический дефицит на основные предметы и продукты потребления, падение цен на энергоносители в мире. М.С. Горбачев объявляет о начале Перестройки.

            На первых порах руководство предполагало ограничиться реформами, не затрагивавшими суть социально-политической системы.   

В 1986 году новым 1-м секретарем обкома вместо отправившегося в Москву Ф.И. Лощенкова стал И.А. Толстоухов.

В сфере промышленности, где правительство объявило машиностроение  приоритетной отраслью, на ярославских предприятиях начало обновляться оборудование. Появились первые станки с числовым программным управлением (ЧПУ).

Еще одним направлением реформирования промышленности была борьба за повышение качества выпускаемой продукции. В начале 1987 г. для этого на предприятиях введена Госприемка.

Но одновременно наметилась негативная тенденция – быть рабочим перестало модно. В результате – отток рабочей силы (уменьшение на 20% рабочих-станочников за 12-ю пятилетку).

Кризисные явления продолжали нарастать. С 1987 г. начались сбои в поставках продукции предприятиями друг другу.

Для преодоления этих тенденций правительство решило дать предприятиям больше самостоятельности. 1988 г. – закон «О госпредприятии» - полный хозрасчет, самофинансирование и самоокупаемость. Жесткое планирование сменялось госзаказом (жестко планировалось лишь примерно 50% продукции, остальное – договора с потребителями). Но предприятия оказались не готовы к такой самостоятельности. Не было сформировано рыночных механизмов.

Как результат – в 1990 г. правительство официально провозгласило переход к рыночной экономике.

Но системный кризис уже сказывался вовсю. Темпы роста промышленной продукции ежегодно уменьшались. Продукция предприятий устарела (так, модели выпускаемых дизельных моторов не менялись 30 лет).

В 1991 г. из 32 важнейших видов продукции области показатели снизились в 23 видах. 25% всех предприятий числились не выполнившими договорных обязательств. Годовая программа капитального строительства выполнена лишь на 78%.

Большие вложения правительство продолжало делать в сельское хозяйство. Но катастрофический отток населения из деревни, старение ее населения (средний возраст в середине 1980-х – 50 лет) сводили на нет все усилия государства. Лишь отдельные хозяйства демонстрировали высокие результаты – «Горшиха», «Пахма», «Ярославка». 70 % колхозов были нерентабельными. Показатели в урожайности зерновых не росли (12,8 центнеров с га в 1987 против 19 центнеров в 1970). Началось уменьшение поголовья скота, рост его падежа (так, коров за два года перестройки стало меньше на 7 тыс. голов).

Цены на сельхозпродукцию по прежнему оставались значительно ниже промышленных товаров. В результате началось усиление дефицита товаров первой необходимости. Газета «Известия» характеризовала ситуацию в ярославских магазинах в мае 1990 г. короткой фразой: «С прилавков сметено практически всё». Для распределения товаров первой необходимости руководству области пришлось ввести талоны, а затем так называемых книжек потребителя. Наконец, скрытая инфляция выплеснулась наружу: в январе 1991 г. правительство провело денежную реформу и подняло цены на 30%.

Такая ситуация привела к росту социальной напряженности. Уже в декабре1987 года в Ярославле прошел первый крупный митинг. Собрались рабочие Моторного завода – главного должника при переходе на хозрасчет. Руководство предприятия ответило введением на нем рабочих суббот.

Особенно ярко недовольство накопившимися проблемами проявилось в 1988 г. Во время выборов на XIX Всесоюзную партийную конференцию от Ярославской области руководством был выдвинут Ф.И. Лощенков. Население возмутилось этим, т.к. считало Лощенкова главным виновником бедственного положения в области. 8 июня 1988 года у памятника Некрасову прошел  митинг протеста с требованием лишить Лощенкова мандата делегата конференции. На нем было собрано 6 тысяч подписей против Лощенкова. В дальнейшем в области прошло еще несколько митингов. В результате на пленуме обкома партии кандидатура Лощенкова была отозвана.

На волне общественного подъема 18 июня 1988 в Ярославле был создан Народный фронт. Его лидерами стали Е.А. Ковалев и В.Д. Шевчук. Народный фронт, ставший одной из первых демократических организаций в РСФСР, пользовался некоторое время огромной популярностью. На митингах, проводившихся на стадионе «Шинник», звучали темы гласности, правового государства, рассматривался продовольственный вопрос. 

В 1989 г. на волне начавшейся реабилитации пострадавших в годы сталинского террора в Ярославле было создано общества памяти жертв политических репрессий «Мемориал». В 1989 году оно организовало  «цепочку памяти» в день памяти жертв политических репрессий. В 1990 году его члены обнаружили у деревни Селифонтово Ярославского района место массовых расстрелов 1938 года. Это также вызвало большой общественный резонанс.

Весной 1989 г. на выборах на I съезд народных депутатов в Ярославской области полную победу одержали кандидаты Народного фронта. Но вскоре произошел раскол этой организации и потеря им популярности. 

19-21 августа 1991 г. в Москве произошла попытка захвата власти контрреформаторами (т.н. путч ГКЧП). Он окончился полным крахом заговорщиков. В результате КПСС была запрещена и начался стремительный распад Советского Союза и переход власти в РСФСР к Б.Н. Ельцину. 23 августа с флагштока здания администрации Ярославской области снят красный флаг, замененный на бело-сине-красный.

3 декабря 1991 г. главой администрации Ярославской области назначен А.И. Лисицын, до этого являвшийся председателем Рыбинского горисполкома. 21 декабря 1991 г. мэром Ярославля назначен председатель Ярославского горисполкома В.В. Волончунас. Началась новая эпоха в истории Ярославского края.