Главная страница » О регионе » История » Ярославский край в XIV-XVI веках
   

Доктор исторических наук, заведующий кафедрой музеологии и краеведения ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Виктория Михайловна Марасанова

 

Ярославский край в XIVXVI веках

 

На рубеже XIIIXIV вв. Ярославским княжеством правил старший сын родоначальника второй династии ярославских князей Федора Черного – Давид (1299-1321). В это время произошло обретение городом своей главной святыни – Толгской иконы Богоматери, которая является одной из 20 старейших в мире икон. «Сказание о явлении и чудесах иконы Толгской богоматери» повествует о том, что, возвращаясь в 1314 г. из паломничества по святым местам, ростовский архиепископ Трифон остановился на ночлег на правом берегу Волги, не доехав до Ярославля. Ночью он вышел с посохом из шатра и увидел сияние, исходившее с другого берега реки, и появившийся чудесным образом мост. Перейдя по нему Волгу, Трифон увидел образ Богородицы и совершил перед ним молитву. По возвращении он ничего не сказал своим спутникам, но утром обнаружилась пропажа его посоха. Тогда Трифон рассказал о ночном событии и, переправившись на лодках на противоположный берег, путешественники нашли и посох владыки, и нерукотворную икону. В тот же день в её честь была срублена часовня «обыденка», от которой началась история Толгского Свято-Введенского монастыря. В 2003 г. Толгская икона из Отдела древнерусского искусства ЯХМ была возращена Русской православной церкви и сейчас находится в Толгском женском монастыре. Ежегодно 21 августа в монастыре отмечается день Толгской иконы Богоматери, привлекающий тысячи паломников.

 

Сын князя Давида – Василий Грозные Очи (Грозный) – владел Ярославлем до 1345 года. Он был женат на дочери московского князя Ивана Калиты – Евдокии, и после смерти Ивана Калиты даже претендовал на великое княжение, но неудачно. Следующим ярославским князем стал его брат Михаил Давидович Моложский, а затем отцовский стол занял князь Василий Васильевич (1375-1400 гг.). Он всегда являлся надёжным союзником Москвы, а в Куликовской битве 8 сентября 1380 г. командовал полком Левой руки. На битву московского князя Дмитрия Донского благословил уроженец Ростова, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря – Сергий Радонежский, который послал вместе с русскими воинами иноков Пересвета и Ослябю. В Ярославле в память о Куликовской битве заложили Рождественский монастырь, просуществовавший до Смутного времени.

 

В первой половине XV века Ярославским княжеством правили дети Василия Васильевича – Иван (в 1419-1426) и Фёдор (1426-1438). Последним ярославским удельным князем стал Александр Фёдорович Брюхатый. В это время шла война между потомками Дмитрия Донского за великокняжеский московский престол. Ярославский князь Александр Федорович в этой войне последовательно поддерживал князя Василия II, за что с ним враждовали сторонники князя Юрия Галицкого и Звенигородского и его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяки.

 

6 января 1435 г. между сёлами Козьмодемьянским и Великим произошло крупное сражение между сторонниками Василия II и Василия Косого. Василий Косой потерпел поражение и отступил в Вологду, но затем снова попытался взять Ярославль. По просьбе Василия II ярославский князь Александр Фёдорович выступил навстречу Василию Косому со своим войском из 7 тыс. человек, и занял позицию при впадении Которосли в Волгу на противоположной от Стрелки стороне. В решающий момент сторонники Василия Косого, пришедшие из Вятки, не решились напасть на Ярославль. Однако вскоре этот неприятельский отряд вновь подошёл к городу и даже захватил в плен князя Александра Федоровича с княгиней. За них был выплачен огромный выкуп 400 руб., но пленников увезли в Вятку и освободили только по настоятельному требованию Василия II. В мае 1436 г. Василий Косой потерпел окончательное поражение под Ростовом, и после этого в Москве по приказу Василия II его ослепили (отсюда прозвание «Косой»). Ярославские краеведы считают, что поводом к такому жестокому наказанию стал именно долгий плен ярославского князя Александра Федоровича. В 1446 г. по приказу Дмитрия Шемяки попавший в плен Василий II также был ослеплён (поэтому «Тёмный»), но его это не сломило, и к 1453 г. междоусобная война завершилась его полной победой.

 

Ко времени правления Александра Федоровича Брюхатого в Ярославле относилось важнейшее для всей исторической судьбы города событие – канонизация первых князей второй династии Фёдора, Давида и Константина. Под 1463 г. летописи рассказывают об открытии в Ярославле их мощей и перенесении их в Спасский собор. День их памяти ежегодно отмечается 19 сентября. В 1988 г. к 1000-летию принятия христианства на Руси мощи святых князей Федора, Давида и Константина были возвращены церкви из фондов Ярославского музея-заповедника. 

 

Мирное вхождение Ярославского княжества в состав централизованного государства состоялось в 1463 году. Эти земли приобрел для великого князя Ивана III дьяк Алексей Полуэктов. Первыми наместниками московского великого князя в Ярославле стали боярин Иван Васильевич Стрига-Оболенский и князь Осип Андреевич Дорогобужский. После присоединения княжества к Москве Александру Фёдоровичу единственному из всех удельных князей было отставлено право чеканки собственной монеты. На ней был изображён всадник с поднятой саблей, как на монетах великого князя Ивана III «сабляницах», а по кругу шла надпись «князь Олександр Федорович». Князь Александр Фёдорович Брюхатый остался жить в Ярославле при московском наместнике, и княжество окончательно перешёл «под руку» Москвы после его смерти в 1471 году. Вслед за Ярославлем в 1474 г. к Москве окончательно присоединилось Ростовское княжество. На землях прежних княжеств и уделов были созданы уезды.   

После пожара 8 июня 1501 г. в Ярославле под развалинами Успенского собора были обретены мощи святых князей Василия и Константина из первой династии. По приказу великого князя Ивана III из Москвы послали мастеров для постройки нового собора, и он сам посетил наш город в 1504 г., чтобы поклониться новым чудотворцам. Следующий великий князь Василий III побывал в Ярославле 4 раза. После очередного пожара 9 июля 1536 г. по распоряжению Елены Глинской Ярославль получил новые укрепления из земляного вала и нескольких башен. Иван Грозный также часто посещал Ярославль и особенно благоволил к Спасскому и Толгскому монастырям. По Большой Государевой печати Ивана Грозного 1583 г. известно первое изображение герба Ярославля – «рыба головой влево» – с надписью по кругу «Печать Ярославская».

Большая государственная печать 1583 г. 

 Соратниками Ивана Грозного стали князья Андрей Михайлович Курбский и Михаил Иванович Воротынский. Родовой вотчиной князя Курбского являлось село Курба, а князь Воротынский в 1545-1550 гг. был ярославским воеводой. Оба князя входили в состав совета при царе – «Избранной Рады», а в 1552 г. участвовали во взятии Казани. Однако в 1562 г. Иван Грозный подверг князя Воротынского опале, лишил имений и сослал вместе с семьёй на Белоозеро. По подсчётам историков не менее 4 тыс. представителей родовитой аристократии погибли в период опричнины, а Воротынского царь, напротив, простил. Крупным военным успехом князя Воротынского стал разгром 120-тысячного войска крымского хана Девлет-Гирея у деревни Молоди (Молодинская битва 1572 г.). За год до этих событий Девлет-Гирей подступил к самой Москве, но Иван Грозный не решился вступить в открытое сражение и укрылся в Спасском монастыре в Ярославле. Несмотря на долгую верную службу в 1573 г. князь Воротынский был вновь арестован и умер по дороге в новую ссылку на Белоозеро. В 1862 г. Михаил Воротынский, как и князь Ярослав Мудрый, в числе 109 выдающихся деятелей был изображён на памятнике Тысячелетию России в Великом Новгороде.

 

После казанской победы князь Андрей Курбский был послан воевать с крымскими татарами, а в 1557 г. стал «первым воеводою Большого полку» в войне с Ливонией. Незадолго до введения опричнины князь Курбский не стал дожидаться неминуемой опалы и в 1564 г. бежал в Литву. Они с Иваном Грозным превратились в непримиримых врагов и вели полемическую переписку. Князь Курбский оставил значительное для своего времени публицистическое наследие и стал автором «Истории о великом князе Московском».

 

В селе Диево-Городище около Ярославля находилась усадьба боярского рода Колычевых. Представитель этого рода Федор Степанович Колычев стал игуменом Соловецкого монастыря, а затем митрополитом всея Руси. Митрополит Филипп заступался за обиженных и не боялся говорить царю правду. В 1568 г. он отказал царю в церковном благословении. Вскоре после этого опричники ворвались во время службы в кремлевский Успенский собор и увезли митрополита на вечное заточение в Богоявленский монастырь, где Филипп принял мученическую смерть – он был задушен опричником Малютой Скуратовым.

 

 Английская печать для сукна

Завоевание в 1550-х годах Казанского и Астраханского ханств и установление торговых связей с Европой через Белое море создали благоприятные условия для развития торговли края. В 1584 г. был заложен первый морской порт страны – Архангельск, и дорога от него к Москве шла через Ярославль. Ярославский край мог предложить на продажу кожи, сало, лен, рыбу. Англичане выбрали Ярославль в качестве внутренней гавани для своих судов и устроили здесь склады для товаров, предназначенных для продажи в России и вывоза в Азию. Отсюда англичане снарядили две торговых экспедиций в Персию. К англичанам присоединились голландцы, немцы, французы, испанцы.

 

На рубеже 1560-1570-х годов в России отмечался трехлетний неурожай и голод, к тому же пришла страшная эпидемия «черной смерти» – чумы. Последствия опричных погромов несравнимы с тяжелыми последствиями стихийных бедствий, но война и опричнина усугубили ситуацию. В 1569 г. Ярославский уезд был включён в состав опричнины. После разорения Великого Новгорода в период опричных погромов богатых новгородских купцов переселяли в другие земли, в том числе и в Ярославль. Вероятно, из Новгорода происходили купеческие семьи Скрипиных, Светешниковых, Гурьевых. Неурожаи, эпидемии и последствия опричнины существенно ухудшили экономическое положение края. Страна стояла на пороге Смуты…