Навигация и дополнительные возможности

23.04.2018 | 10:00

Главные задачи: повышение эффективности, усиление адресности выделяемой помощи, улучшение качества жизни населения

В России с ее не самой простой демографической ситуацией, люди — по-прежнему самый важный и ценный капитал. Это хорошо осознают и в Ярославской области, где руководство региона наладило четкую и системную работу по социальной защите и поддержке различных групп населения. О том, как организована работа отрасли по обеспечению достойного уровня жизни жителей, журналу «Социальная защита в России» рассказала директор департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Лариса Михайловна Андреева.

 

Ярославская область – один из немногих регионов России, в которых все социальное законодательство объединено в один документ – Социальный кодекс. Региональный закон, принятый еще в 2008 году включил в себя всю систему мер социальной поддержки в натуральной и денежной форме различных категорий граждан, социального обслуживания населения и оказания адресной социальной помощи. Ежегодно все публичные обязательства, установленные федеральным и региональным законодательством, указами Президента России выполняются в полном объеме. 63 вида выплат, пособий и компенсаций в прошлом  году получили 479 300 жителей области.
 
Задача по усилению адресности и нуждаемости при предоставлении социальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, решается системно с 2010 года, с момента  когда наш регион был включен в эксперимент Минтруда по внедрению практики оказания помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта, то есть соглашения о выполнении взаимных обязательств между органами власти и гражданином по выходу из трудной жизненной ситуации. Малоимущие семьи с детьми и малоимущие граждане разрабатывают собственные «бизнес-планы» по увеличению доходов  и с помощью средств областного бюджета реализуют их. Социальные контракты заключаются на развитие индивидуального подсобного хозяйства, предпринимательской деятельности, в том числе на дому, обучение, подготовку и переподготовку по различным специальностям, которые в настоящий момент наиболее востребованы на рынке труда.  В 2017 году адресную социальную помощь получили около 23 тысяч жителей, в том числе заключено 1134 социальных контракта. Ежегодно количество таких контрактов увеличивается и позволяет семьям преодолеть черту бедности.
 
Система социального обслуживания населения Ярославской области — это комплексная и сбалансированная инфраструктура сети социозащитных учреждений региона. Она состоит из 58 учреждений и 12 социально ориентированных некоммерческих организаций, способных предоставить весь комплекс услуг, в которых потенциально может нуждаться человек. В их число входят 16 государственных учреждений социального обслуживания: дома-интернаты общего и специального типа (2077 мест), психоневрологические интернаты (1327 мест), детский дом-интернат для умственно отсталых детей (140 мест); 15 государственных учреждений социального обслуживания несовершеннолетних: 12 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (242 стационарных места, 68 мест дневного пребывания), два реабилитационных центра для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями - реабилитационный центр «Здоровье», «Центр социальной помощи семье и детям» (23 стационарных места, 60 мест дневного пребывания), социально-оздоровительный центр «Чайка» (60 стационарных мест); 26 комплексных центров социального обслуживания населения, МКУ «Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий г. Ярославля» (34 места).
Ежегодно социальное обслуживание в регионе получают около 160 тысяч человек
 
Во главу угла — качество и доступность предоставляемых услуг
В основе реализации стратегии отрасли – внедрение региональных стандартов, призванных обеспечить одинаково высокий на всей территории области уровень оказываемых жителям услуг.
Во всех учреждениях социального обслуживания населения Ярославской области разработана и утверждена система менеджмента качества, сформирован полный пакет необходимых документов. Одной из ее составляющих является документально оформленная собственная система внутреннего контроля.
Ежегодно проводится мониторинг качества и доступности социальных услуг с участием получателей услуг. В 2017 году выборка участников мониторинга составила 4091 человек. Уровень удовлетворенности предоставляемыми социальными услугами по итогам года составил более 99%.
Ежегодно учреждения отрасли становятся лауреатами областного конкурса «За лучшую работу в области обеспечения качества».
 
Важно, чтобы любой житель области, независимо от места проживания, имел возможность получить социальные услуги, соответствующие принятым стандартам. Для этого в деятельность учреждений внедряются новые формы работы, современные информационные и социальные технологии.
 
Во всех муниципальных районах и городских округах области на базе  комплексных центров действуют социальные мобильные службы, услугам которых в 2017 году воспользовались более 103 тысяч человек.
Функционируют 26 служб «Социальное такси» и 26 служб «Спецавтотранспорт». Предоставление услуг осуществляется при следовании получателя услуг к социально значимым объектам. Автомобили «Спецавтотранспорта» оснащены подъемником с пультом управления, позволяющим беспрепятственно подняться на кресле-коляске, а также ступенькоходами для получателей социальных услуг, проживающих в домах, не оборудованных пандусами и лифтами.
Пункты проката средств реабилитации предоставляют во временное пользование реабилитационные средства ухода за больными по льготным тарифам.
Вещевая и продуктовая помощь оказывается  гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, лицам без определенного места жительства и малоимущим гражданам.
Для жителей сельских районов с 2011 года используется форма работы – мобильная бригада, в состав которой по заявкам жителей и глав сельских поселений включаются специалисты учреждений социального обслуживания. здравоохранения, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, иных ведомств. По программе софинансирования с Пенсионным фондом Российской Федерации проведена плановая замена всех единиц автотранспорта социальной мобильной службы, для которой были приобретены автобусы новой модификации, оснащенные рабочими местами для медицинского работника, парикмахера и  других специалистов. Всего в 2017 году в рамках выезда мобильных бригад обслужено более 12,3 тыс. жителей отдаленных деревень и сел.
 
В прошлом году также продолжена практика доставки лекарств на дом для почти 11 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на надомном социальном и социально-медицинском обслуживании, на базе технически оснащенных компьютерных классов пожилые люди проходят бесплатные образовательные программы по компьютерной и финансовой грамотности (около 4,5 тыс. человек) , продолжена работа «Школ здоровья» для пожилых людей и инвалидов», «Школ реабилитации и ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами» по обучению инвалидов и их родственников навыкам общего ухода и профилактики осложнений, методам контроля за изменениями состояния здоровья инвалида, использованию технических средств реабилитации (более 7000 человек). Развивается социальная технология «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов». В течение 2017 года в области действовало 62 приемные семьи.
 
В отрасли сформирована система независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания. Так, с 2013 года при департаменте труда и социальной поддержки населения Ярославской области создан и действует Общественный совет; в каждом учреждении социального обслуживания созданы попечительские советы, в которые вошли представители общественности, предприниматели, представители СМИ. В 2017 году сформирован и утвержден новый состав Общественного совета, в который вошли представители различных категорий населения и общественных организаций, таких как «Всероссийское общество глухих», «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», «Всероссийское общество инвалидов», «Союз пенсионеров России», «Российский Красный Крест», а также представители молодежи от Общественной молодежной палаты Ярославской области и «Союза студентов».
 
Программный подход
Цели и задачи, стоящие перед отраслью, системно решаются в рамках региональных и ведомственных целевых программ, таких как «Социальная поддержка населения Ярославской области», «Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области», «Доступная среда», «Государственная поддержка гражданских инициатив и социально-ориентированных некоммерческих организаций Ярославской области».
В 2017 году по результатам оценки качества финансового менеджмента за 2016 год департамент получил высшую рейтинговую оценку в 619 баллов и в девятый раз (с 2009 года) занял первое место среди главных распорядителей бюджетных средств.
В отрасли введена и ежегодно публикуется единая система отчетности – Х-матрица, которая позволяет соотнести в отчетный период (месяц, квартал, год) достигнутые результаты с целями и задачами развития отрасли и является эффективным инструментом анализа и оценки деятельности всех субъектов. Утвержденные показатели применимы как в целом к департаменту, органам социальной защиты, учреждениям, так и к конкретным специалистам.
Основные показатели предоставления услуг сферы социальной поддержки населения отслеживаются департаментом в динамике по годам, в разрезе программ, по типам учреждений, формам и видам социального обслуживания и ежегодно публикуются в докладе о результатах и основных направлениях деятельности департамента и перспективах развития отрасли.