О людях на государственной и муниципальной службе

 

Акция-7-1024x1024.jpg

Дорогие женщины!

Управление государственной службы и кадровой политики поздравляет вас с прекрасным праздником - 8 марта!
 
 
 
Примите поздравление от нас,
Восьмого Марта с праздником весенним.
Позвольте пожелать вам в этот час
Решения задач, больших свершений,
Желаем, что намечено — достичь,
Удачными пусть будут начинания,
Всё нужное и важное постичь,
Успеха Вам, удачи и признания!

   

Коробова Светлана Аркадьевна - заместитель начальника отдела по документационному обеспечению деятельности Правительства области административно-контрольного управления Правительства области. В 1998 году закончила факультет русской филологии и культуры Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского с академической степенью магистр. На государственной службе с апреля 2009 года.

  

Коробова.jpg- Светлана Аркадьевна, Вы работали учителем в средней школе, оттуда пришли на государственную службу и остаётесь на ней вот уже 9 лет. Что Вам нравится в Вашей работе?
 
- Да, после окончания вуза я отработала 12 лет в школе № 59 г. Ярославля, с которой меня очень многое связывает. Дело в том, что в этой школе я училась сама, а сейчас там же учится мой сын. Осмелюсь сказать, что из школы я так и не ушла, просто теперь посещаю её чуть реже и в другом качестве. И я искренне благодарна своей родной 59-й: тем, кто работал там сразу после её открытия и учил меня, своим коллегам, у которых я тоже многому научилась, учителям, работающим сейчас.
Когда только поступила на государственную службу, очень часто слышала вопрос, не скучно ли мне после кипящей школьной жизни «работать с бумажками». Нет, не скучно. Вспоминаю 90-е годы прошлого века, когда стали появляться первые негосударственные издательства, экономившие на корректорах и выпускавшие в свет художественную литературу, читать которую было невозможно из-за обилия разнообразных ошибок. Также помню билборды с орфографическими ошибками, которые замечали и над которыми смеялись даже мои ученики-пятиклассники. И я рада, что сейчас ситуация меняется, приходит понимание, что культура речи – это часть общей культуры, грамотная речь становится одним из условий приёма на работу, в частности на государственную службу. И это неслучайно, ведь далеко не последнее требование к текстам официально-делового стиля – их правильность, в том числе соблюдение норм современного русского литературного языка.
Случаи нарушения языковых норм представителями органов власти, даже в устной речи, зачастую вызывают широкий общественный резонанс. Грамотно написанные нормативные акты, наоборот, способствуют формированию положительного имиджа органов государственной власти, и я уверена, что наш сектор лингвистической экспертизы выполняет дело важное и нужное. И если после окончания лингвистической экспертизы документы становятся понятнее, точнее, соответствуют языковым нормам и всем предъявляемым требованиям, значит мы работаем не зря.
Кроме того, специфика нашей работы, на мой взгляд, в том, что она не ограничена проверкой и редактированием текстов документов, значимой её частью является взаимодействие с сотрудниками органов власти, подготовившими эти документы. А живое общение с людьми – это то, что мне всегда было интересно.

- Диплом и опыт педагога не оставляют Вас и здесь. В своё время Вы учили детей, а сейчас являетесь наставником состоявшихся специалистов – учащихся Корпоративного университета Правительства области. Чем похожа и чем отличается эта деятельность?
 
- Не буду оригинальна, повторив, что бывших учителей не бывает. Время от времени замечаю, что начинаю что-то растолковывать, разъяснять, как будто снова стою перед классом у школьной доски. Но даже работая в школе, не только с одиннадцатиклассниками, но и с пятиклассниками всегда старалась помнить о том, что обучение – процесс обоюдный, и у детей можно многому научиться, а кроме того, обучая их, развиваешься и учишься сам.
Ещё более очевидна эта особенность процесса обучения в случае с Корпоративным университетом Правительства Ярославской области, слушатели которого – профессионалы в своей сфере деятельности. Я ни в коей мере не могу сказать, что я их чему-то учу. На семинарах я делюсь своими знаниями, опытом, отвечаю на возникающие вопросы, стараюсь сделать всё от меня зависящее, чтобы полученная информация пригодилась в дальнейшем, ускорила и облегчила нелёгкий процесс разработки и согласования нормативных актов. Рада, если мне это удаётся. Я же, признаюсь, в свою очередь получаю колоссальную подпитку, несмотря на то что подготовка к семинарам требует значительного времени и определённых усилий.
 
- В чём Вы видите преимущества корпоративного обучения в органах власти?
 
- Абсолютно убеждена, что за несколько лет существования Корпоративного университета Правительства Ярославской области в целом и института наставничества в частности практика корпоративного обучения зарекомендовала себя с самой положительной стороны. Это, на мой взгляд, действительно одна из лучших практик, существующих в органах власти Ярославской области, достойная распространения на территории других субъектов Российской Федерации.
Идея корпоративного обучения интересна тем, что она развивает принципы взаимного обучения, поскольку наставниками Корпоративного университета являются сотрудники органов власти, пользуясь спортивной терминологией, условно их можно назвать играющими тренерами. И несомненное преимущество такого обучения в том, что в роли наставника в каждом конкретном случае выступает человек, который ежедневно работает с тем «материалом», о котором он говорит, он полностью в него погружён и не только владеет определёнными знаниями, но и постоянно применяет их на практике.
Мне, например, в начале работы очень трудно давалась проверка документов, подготовленных сотрудниками департамента финансов: сказывался острый дефицит знаний в сфере финансов и бюджетных отношений. Помню, сетовала на это на своей первой аттестации, поскольку финансовые документы воспринимались как приведённый академиком Л.В. Щербой пример грамматически верной с точки зрения русского языка, но в целом недоступной для понимания фразы: «Глокая куздра штеко кудланула бокра и кудрячит бокрёнка». Устранить все имеющиеся пробелы мне помог посвящённый вопросам финансов модуль курса «Основы правовых знаний» на учебном портале Правительства Ярославской области.
 
- Остаётся ли в работе место для творчества? Или в секторе лингвистической экспертизы без этого не обойтись?
 
- Документационное обеспечение управленческой деятельности, пожалуй, не самая благодатная почва для творчества, в данном случае в большей степени важны унификация, стандартизация, регламентированность. То же можно сказать и про нормы русского языка, которые носят императивный характер: «ЖИ-ШИ пиши с буквой И». Творческий подход к расстановке запятых тоже вряд ли станет достоинством нормативного акта, скорее, наоборот, затруднит его понимание, как в лингвистическом анекдоте про «статую золотую, пику держащую» и «статую, золотую пику держащую», которым в школе часто предваряют изучение пунктуации. Или даже приведёт к ещё более плачевным последствиям, достаточно вспомнить всем известное «Казнить нельзя помиловать».
А вот при выполнении функций наставника вновь принятых на государственную службу или при проведении семинаров в рамках Корпоративного университета творческий подход действительно необходим, поэтому стараюсь разнообразить методы и формы работы, осваиваю новые приёмы и методики.
Абсолютно новым опытом для меня стало участие в разработке электронного курса «Деловой русский язык: подготовка и оформление проектов служебных документов» в соавторстве с Махниной Диной Владимировной и Филипповой Марией Константиновной. Надеюсь, наш учебный курс будет интересен, а главное, полезен сотрудникам органов власти Ярославской области. Не было задачи написать обо всех нормах и обо всех ошибках, на свой лад пересказать какой-нибудь академический учебник по русскому языку. При проведении лингвистической экспертизы служебных документов накапливался языковой материал, приходило осознание, что те или иные случаи нарушения норм встречаются чаще. Хотелось создать практико-ориентированное пособие, помогающее в будущем предупредить ошибки, типичные для большинства документов, поступающих на лингвистическую экспертизу. Насколько получилось справиться с поставленной задачей, судить тем, кто будет учиться по нашему электронному учебнику.

Коробова 2.JPG
 
- А если говорить о чисто женских творческих увлечениях (кулинарии, вязании, вышивании)? Чем вы увлекаетесь в свободное время, как отдыхаете от работы?
 
- Отдыхаю по-разному. Если нужно привести в порядок свои мысли, успокоиться, снять нервное напряжение, то вязание или вышивание очень помогает. Делать это умею и люблю, вот только, к сожалению, времени не всегда хватает. Сейчас, например, дома лежат недовязанный свитер для сына и незаконченная вышивка… Безусловно, люблю читать.
Иногда, наоборот, хочется взбодриться, зарядиться энергией, получить порцию адреналина. В таких случаях может помочь посещение рок-концерта или, например, хоккейного матча.
Люблю путешествовать. Несколько лет назад приняла решение каждый год в свой день рождения посещать новый город, какое-нибудь новое место. Очень хочется побывать в Италии, но за границей пока не была ни разу. Часто бываю в Санкт-Петербурге, хочется возвращаться в этот город снова и снова. Раньше каждый год возила туда учеников, сейчас ездим с сыном. Стараюсь привить ему интерес к нашей истории и культуре, поэтому регулярно посещаем города «Золотого кольца». В осенние каникулы устроили себе обзорную экскурсию по родному Ярославлю – была удивлена, что даже о своём родном городе многого не знала. С любовью к путешествиям связана любовь к фотографии. При этом найти собственную фотографию было не так просто, так как нахожусь, как правило, по другую сторону объектива.

 

separador-2.png

 
Маслова Мария Борисовна - консультант отдела развития гражданской и муниципальной службы управления государственной службы и кадровой политики Правительства области. В 2002 году окончила Ярославский государственный университета им. П.Г. Демидова по спциальности "психология". На государственной службе с 2002 года.
 

Маслова.JPG- Мария Борисовна, Вы уже более 15 лет трудитесь в Правительстве области, в управлении государственной службы и кадровой политики. Что Вас так привлекает в этой работе?
 
- Мне нравится, что у управления есть конкретные задачи, которые достаточно успешно решаются благодаря усилиям всего коллектива, и, самое главное, у этой деятельности есть конкретные результаты.
Кроме того, одной из ценностей в работе я считаю общение и взаимоотношения между людьми. Деятельность в управлении государственной службы и кадровой политики позволяет мне взаимодействовать с эрудированными, творческими, заинтересованными в достижении результата людьми. Это наполняет меня эмоционально и профессионально. 
 
- По образованию Вы психолог. Помогают ли знания, полученные в этой сфере, на государственной службе?
 
- Да, конечно. К моим должностным обязанностям относится организация профессионального развития гражданских и муниципальных служащих. И, конечно, знания в сфере психологии труда, психологии управления, организационной психологии позволяют исполнять свои обязанности наиболее качественно. К тому же знание приемов и техник эффективного делового общения, особенностей типов личности позволяет, как мне кажется, находить  подход к каждому собеседнику, с которым взаимодействую в рамках исполнения профессиональных задач. Благодаря этому удается максимально успешно проводить переговоры, находить конструктивные выходы из сложных ситуаций, не допускать конфликтных ситуаций и т.д. 
 
- Вы являетесь организатором всех мероприятий, направленных на профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих Ярославской области, в том числе мероприятий Корпоративного университета Правительства области. Как Вы считаете, растёт ли профессиональный уровень служащих области благодаря этим мероприятиям?
 
Маслова 2.jpg
 
- Да, я в этом не сомневаюсь. Подтверждением этому являются проводимые нашим отделом опросы мнений руководителей относительно эффективности обучающих мероприятий, показавшие, что по многом направлениям деятельности качество исполнения профессиональных задач улучшилось. Приятно слышать, когда о наставниках Корпоративного университета и о моей работе положительно отзываются коллеги.
 
- Что является для Вас лучшим отдыхом?
 
Лучший отдых для меня - это отдых с моей любимой семьей. И не важно, что мы делаем, катаемся ли на лыжах, смотрим ли хороший фильм, или просто читаем каждый свою книгу - главное, вместе.