Главная страница » Структура органов исполнительной власти » Управление государственной службы и кадровой политики » Гражданам » Президентская программа подготовки управленческих кадров

 
Зарубежная стажировка
 
 
        Вот уже 16 лет российские руководители разного уровня имеют возможность внедрять современные инновационные подходы и зарубежный опыт в развитие своих предприятий благодаря участию в Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства страны. В минувшем году переподготовку прошла и главный внештатный эпидемиолог департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, заведующая отделом мониторинга инфекционных заболеваний ГУЗ ЯО «Центр СПИД» Елена Христофорова. Темой ее зарубежной стажировки стала модернизация здравоохранения в Японии. 
 
1.png– Елена Леонидовна, вам была предоставлена возможность выбрать страну для стажировки. Почему именно Япония?
 
– Действительно, выбор был широкий: стажировку в сфере здравоохранения предлагали сразу несколько государств. Но я остановилась на Японии. Это удивительная страна, имеющая очень высокий уровень здравоохранения и занимающая первое место в мире по средней продолжительности жизни. Иметь родственников в возрасте старше 90 лет, которые при этом полностью себя обслуживают, для японцев неудивительно. 
 
Мне хотелось самой все увидеть, сравнить. Я занимаюсь профилактикой инфекционных заболеваний в стационарах. Поэтому мне были интересны вопросы обеспечения инфекционной безопасности: стерилизации, дезинфекции, вакцинация, работа в очагах. Стажировка была подготовлена как будто специально для меня. Я прошла конкурс, и наша группа в составе 24 врачей из разных регионов России вылетела в Японию.
   
 
– Где проходила стажировка?
 
– Мы были в Токио. В первую очередь посетили один из 20 онкоцентров Японии – больницу Ариакэ на 700 коек. От рака умирает каждый второй японец, только в этой больнице в год проводится около 7000 операций. Мы ознакомились с новыми методиками диагностики и лечения онкологических больных, современным оборудованием, посетили стационарные и поликлинические отделения, больничную аптеку. На следующий день был государственный медицинский центр NTT на 600 коек в Токио – обычная государственная японская больница, где мы изучили опыт внедрения электронных медицинских карт и электронных историй болезни – теперь очередей там нет. Как только пациент входит в здание, он получает небольшой пейджер, на который поступает информация, когда и в какой кабинет ему нужно пройти.
 
В остальном точно так же. Например, лекарства для каждого пациента набираются непосредственно в больничной аптеке. Работник аптеки лишь вводит в компьютер фамилию пациента, информация о котором уже поступила от врача. Машина самостоятельно набирает ему лекарства на один прием, упаковывает в пакеты, а затем в контейнер, который по специальным рельсам под потолком отправляется в отделение. Таким же образом, кстати, перемещаются и документы, экономя время.
2.png3.png

Процедурных кабинетов в стационаре нет. Получив подготовленное лекарство из аптеки, медсестра подносит к штрих-коду специальное устройство, на котором высвечивается информация, какому пациенту и какую дозу лекарства необходимо ввести. Закончив манипуляцию с больным, через то же устройство она сообщает об этом врачу. Не видели мы и ординаторских – весь персонал находится в открытом холле, с большим количеством компьютеров на каждом столе. 
Побывали мы и в симуляционном центре Терумо, где на муляжах студенты и медицинские работники учатся выполнять различные манипуляции, отрабатывают технику операций на животных. Было приятно видеть, насколько там уважают русских специалистов: к нашему приходу был поднят российский флаг. Мы наблюдали, как врачи и медицинские сестры в течение 5 минут оживляли манекен, а затем просматривали видеозапись процесса и обсуждали допущенные ошибки. Подобный симуляционный центр появился около года назад в Санкт-Петербурге после возвращения из Японии участника Президентской программы.
  
– Поразило ли вас что-то именно по вашей специальности?
 
– Перед входом в каждую палату в больнице обязательно имеются антисептик, перчатки. Мне было интересно, что больничную обувь выдают и ежедневно стерилизуют. Никто со своими тапочками не приходит. Централизованно проходит обработку и уборочный инвентарь. Любопытно было наблюдать, как погруженная в установку для уничтожения медицинских отходов огромная коробка на выходе превращается в маленький пакетик. В центральном стерилизационном отделении мы стали свидетелями интересной картины: открывается дверь и перед нами под звуки «Катюши» проезжает по рельсам специальная автоматизированная стойка с коробками и контейнерами – отходами и инструментами после операции. Робот сам разгружается и вновь возвращается в операционную. Люди на это не тратят время.
 
5.pngНо самое главное – мы смогли пообщаться с рядовыми врачами, медицинскими сестрами и другими сотрудниками. Японцы удивляют своей открытостью, доброжелательностью, готовностью откликнуться на любую просьбу. В нашем присутствии медсестры готовили капельницы, в аптеке – лекарства, в ЦСО обрабатывали инструменты. И все это можно было посмотреть, потрогать и даже поучаствовать. Мы были поражены, насколько модернизировано здравоохранение в Японии. При этом японцы постоянно говорят о перспективах развития. Планируется внедрение информационных систем в сотовых телефонах: записная книжка приема лекарств, книжка матери и ребенка, книжка больного сахарным диабетом.
 
 
 
 
– Существенна ли в Японии разница между частной медициной и государственной?
 
 – По правде сказать, мы ее не почувствовали, показалось даже, что в государственных клиниках возможностей больше. По набору тех услуг, которые оказываются за счет средств государства, системы здравоохранения России и Японии похожи. Однако японец оплачивает треть стоимости предоставленных услуг, отчисляя помимо этого налог на медицинское обслуживание. В целом здравоохранение вполне доступно для населения. К слову сказать, у них точно так же есть диспансеризация населения. Основное направление – профилактика заболеваний, а не лечение.
 В один из дней для нас была организована встреча с представителями японских компаний. Нам продемонстрировали современные новинки в области фармацевтической промышленности, лекарства для лечения онкологических заболеваний, гипертонической болезни, оборудование, программное обеспечение в здравоохранении, медицинские кровати и мебель. По окончании стажировки мы были приглашены в Министерство иностранных дел Японии, где нам вручили дипломы о прохождении стажировки по теме «Модернизация здравоохранения».
 
 – В чем помимо качественной медицины, по вашему мнению, причина японского долголетия?
 
 – Японцы выглядят как фарфоровые статуэтки неопределенного возраста, но точно намного моложе своих лет. У них своеобразное питание: не едят мяса, используют в основном морепродукты, в большей степени растительного происхождения. Что-то безумно вкусное, но трудноопределимое. И даже такие овощи, как огурцы или помидоры, в японской кухне не фигурируют. Хлеба не едят совсем, его встретишь только в европейских ресторанах. Зато едят много риса. При этом его нельзя ничем заправлять – это признак дурного тона. Суп мисо – знаменитое блюдо, отличная профилактика онкологических заболеваний. Он очень сытный: если съесть его утром, целый день не хочется есть. Да и тучных людей практически не видела. А еще японцы очень отзывчивые: мы всего лишь попросили рассказать нам, как доехать до местечка Камакура, где обосновались буддийские монахи, очень хотелось там побывать, а организаторы специально включили эту поездку в нашу программу.
 
– Насколько комфортен для проживания сам Токио – один из крупнейших мегаполисов мира?
 
– Токио очень напоминает город будущего из фантастического фильма. Не хватает только транспорта, снующего между небоскребами. Это поистине грандиозный мегаполис. Земля очень дорога, ее мало, поэтому город растет как ввысь, так и под землю: вверх этажей этак 40 и вниз – еще 6 – 7. Тем не менее жить там очень комфортно. Во время нашего визита в Токио было очень жарко, и нас поразило, насколько активно ведется подземная жизнь – люди по жаре не перемещаются. Под наземными проспектами проложены такие же дороги – не выходя на поверхность, можно идти несколько часов. Из метро может быть до 50 выходов. Очень много электромобилей, заправки есть практически у каждого супермаркета. А еще жизнь в городе начинается и заканчивается очень рано. Уже в восемь вечера на улицах Токио ни души. Все закрыто, свет погашен.
 
– Как вы планируете распорядиться полученным опытом?
 
– В области профилактики инфекционных заболеваний, госпитальных инфекций, которой я занимаюсь, в клиниках Японии достигнуты большие результаты и есть чему учиться. Я планирую внедрить знания и опыт, полученные в Японии, в лечебных учреждениях Ярославской области.
 
 
 Участие в Президентской программе подготовки управленческих кадров
 
Мушников Алексей Юрьевич - участник Президентской программы программы
подготовки управленческих кадров.  
 
p1030684.jpg- Алексей, в какой отрасли Вы осуществляете свою профессиональную деятельность?
 
 - Я являюсь руководителем планово-экономического отдела Ярославского завода дизельной аппаратуры. Ярославский завод дизельной аппаратуры специализируется на производстве топливных насосов высокого давления для дизельных двигателей грузовых автомобилей, топливоподкачивающих насосов для двигателей грузовых автомобилей, прецизионных изделий для топливной аппаратуры (распылители, форсунки, плунжерные пары), пружин и др. Завод обеспечивает своей продукцией практически всех производителей  дизельных двигателей в России и СНГ: «Автодизель», «КАМАЗ», «Алтайдизель», Минский и Тутаевский моторные заводы. Топливной аппаратурой ЯЗДА оснащаются двигатели грузовых автомобилей «Урал», МАЗ, КрАЗ, автобусов ЛиАЗ и ПАЗ.
 
  - Почему Вы решили принять участие в Президентской программе подготовки управленческих кадров?
 
- Менеджмент на производстве на любом уровне — сложная комплексная система различных методов и приемов управления. Для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, нужно сформировать сильную команду, которой эти методы и приемы известны. Успех организации в большей степени зависит от действий тех людей, которые руководят этой организацией и в силу своего служебного положения имеют авторитет у своих подчинённых. Менеджер должен быть умен, решителен, должен уметь нести ответственность за принятые решения, но главная черта менеджера – способность управлять действиями других. А для этого необходима очень хорошая база знаний. Поэтому так важно получить дополнительное профессиональное экономическое образование! Я считаю, чем выше уровень развития личности с точки зрения совокупности профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду, тем более авторитетной становится личность, что способствует достижению поставленных перед собой целей. Думаю, что осуществлению именно таких целей и способствует обучение в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров.
 
- Каковы были Ваши ожидания от участия в программе? Насколько они оправдались?
 
- Программа подготовки является очень разносторонней и охватывает множество аспектов подготовки руководителя. Она способствует развитию личностных качеств, а также развивает компетенции в сфере экономического менеджмента. Очень важно, что вся программа обучения тесно связана с примерами лучших современных практик, которые были успешно реализованы в сильнейших мировых компаниях.
 
- В какой отрасли Вам была бы интересна зарубежная стажировка?
 
- Наиболее полезными для прохождения стажировок я считаю ведущие европейские машиностроительные компании, а также компании Японии и Кореи. Поскольку именно там применяются самые передовые системы менеджмента качества и автоматизации процессов производства и управления процессами.
 
 p1010537.jpg
- В рамках президентcкой программы Вы подготовили проект, позволяющий усовершенствовать систему управления запасами предприятия. Расскажите про него пожалуйста.
 
 - Действительно, целью моего исследования является совершенствование системы управления запасами предприятия. Разработанные рекомендации в полной мере могут использоваться на предприятии для более эффективного управления запасами. В современной экономике в процессе развития, а также по мере изменения экономических условий все предприятия сталкиваются с необходимостью совершенствования своих экономических структур. При этом предприятия преследуют две основные цели: повысить эффективность использования внутренних ресурсов и адаптироваться к новым внешним условиям. Одной из проблем достижения этих целей является задача повышения эффективности управления запасами. Колоссальный объем средств, вложенных в запасы, придает проблеме управления ими первостепенную важность. На современном этапе российские предприятия пересматривают существующие системы управления, внедряют новые информационные системы управления, проводят реорганизацию бизнеса на основе современных методов реинжиниринга. Сложившаяся на предприятиях ситуация обуславливает необходимость формирования новых методических основ и разработки практических рекомендаций по построению систем управления запасами, как одного из важнейших условий развития отечественных предприятий и системообразующих факторов повышения эффективности производства.