Ярославский край в составе древнерусского государства (XI-XIII вв.) 

Кандидат исторических наук, доцент, заместитель декана
исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Елена Владиславовна Спиридонова 

​История ярославских земель тесно связана с историей древнерусского государства. После гибели в 1015 году княжившего в Ростове Бориса Владимировича, ростовские земли на долгий срок остаются фактически без князя и управляются наместниками. Номинальным князем, управлявшим княжеством из Киева ряд исследователей называют Ярослава Мудрого, хотя есть версии о передаче им власти сыновьям – Владимиру, а позднее Ростиславу.

После смерти Ярослава Мудрого ростовским князем становится Всеволод Ярославович, и ярославский край, включавший помимо Ростова еще Белоозеро и Суздаль, оказался присоединенным к южным землям, а точнее к Переславлю Южному, составлявшему вотчину Всеволода. Правда, в летописи есть упоминание о том, что в 1071 году на Белоозере собирал дань воевода черниговского князя Святослава Ярославовича, тот самый Ян Вышатич, подавивший выступление волхвов. Возможно, часть указанных территорий была даннической областью Святослава.

Следующим ростовским князем был Владимир Мономах, который, согласно летописям, неоднократно бывал в городе. В 1096 году Ростов на короткое время был захвачен черниговским князем Олегом Святославовичем, убившим Изяслава, сына Владимира Мономаха. Но вскоре он был изгнан Мстиславом Владимировичем. В 1097 году на Любеческом княжеском съезде было официально подтверждено право Мономаховичей на Ростово-Суздальские земли.

Дальнейшая история княжества связана с правлением Юрия Всеволодовича Долгорукого. При нем Ростов постепенно начинает отступать на второй план, уступая место относительно новым городам, в первую очередь Суздалю. Хотя Юрием немало было сделано для развития княжества, в частности были основаны новые города, такие как Переславль, Юрьев-Польской, Москва и другие, главной его целью всегда было киевское княжество. Он пытался удержать за собой Переславль Южный, обещая отдать взамен Ростов и Суздаль, регулярно совершал походы на Киев. В 1149 году конфликт между Юрием и киевским князем Изяславом  достиг своего апогея. Изяслав и его брат Ростислав Мстиславовичи, объединившись с новгородцами, сожгли города и села от устья Медведицы по Волге до Ярославля, захватив около 7 тысяч пленных. Но уже в конце того же года счастье отвернулось от Изяслава и Юрию удалось захватить Киев.

Андрей Боголюбский. Реконструкция ГерасимоваРасцвет Ростово-Суздальского княжества большинство исследователей связывают с правлением второго сына Юрия - Андрея Боголюбского. Став киевским князем, Юрий предполагал отдать Ростов и Суздаль младшим детям, а Андрею должен был достаться Вышгород (пригород Киева). Но еще в 1154 году он, вместе с женой, тайно уезжает на север.

При Андрее продолжается колонизаторская деятельность,  строятся  новые города, каменный храмы и монастыри. В 1157 году князь переносит столицу во Владимир и строит в устье Нерли свою резиденцию – Боголюбово. За Ростовом остается роль духовного и церковно-иерархического центра. Владимирско-Суздальские земли в этот период, по мнению Д. Корсакова, включали Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир, Белоозеро, Углич, Мологу и Переславль. Внимание к установлению единоначалия на собственных землях не мешало Андрею Боголюбскому вмешиваться в княжеские усобицы в других землях, решая их в свою пользу.  В 1169 году он захватывает Киев, но не остается в нем на княжение, а с титулом великого князя возвращается во Владимир.  Однако жесткая и самовластная политика Андрея натолкнулась на сопротивление старой знати, и в 1174 году в результате боярского заговора князь был убит.

После его смерти несколько лет продолжается междоусобная борьба за княжеский престол между младшими братьями и племянниками Андрея.  В итоге в 1177 году князем становится сын Юрия Долгорукого Всеволод Большое Гнездо. Историки считают его умным, расчетливым и хладнокровным правителем, который медленно, но верно шел к намеченной цели. Опираясь на городское население, он ограничил самоуправство бояр. В годы его правление Владимиро-Суздальское княжество значительно усилилось, став одним из крупнейших на Руси.

Следующим этапом в истории Ярославского края стал период удельных княжеств. В 1207 году Всеволод выделил старшему сыну в управление Ростов и еще 5 городов. В 1212 году он назначает Константина своим преемником, но тот, желая сохранить за собой Ростов, отказывается, в итоге Всеволод завещает Владимир младшему сыну – Юрию.  В том же году после смерти великого князя начинается междоусобная борьба между братьями, которая завершается в 1216 году победой Константина, объединившего под своей властью ростовские и владимирские земли.

Константин много сделал для культурного развития княжества. Он был хорошо образован, знал иностранные языки. При нем в Спасо-Преображенском монастыре было основано первое в Северо-Восточной Руси училище, которому он завещал свою богатейшую библиотеку. Недаром Константин, как и Ярослав когда-то получил прозвище Мудрый. В Ростове и Переславле в это время велось свое летописание, в Ярославле в 1215 году был построен каменный Успенский собор.

Печать князя Всеволода Константиновича из раскопок в ЯрославлеВ 1218 году незадолго до смерти Константин разделил свое княжество между сыновьями, а Владимир вернул брату Юрию.  Василько, которому было тогда 10 лет, получает Ростов, 8-летний Всеволод - Ярославль (включая земли по Мологе и Сити), а 4-летний Владимир – Белоозеро. В дальнейшем, Владимир становится угличским князем. В 1219 году удельные княжества получают самостоятельность.  Первые 20 лет после смерти Константина стали одним из самых мирных периодов в истории края. Юрий, не любивший и не умевший воевать, предпочитал не вмешиваться в междоусобицы. Военные действия, как правило, шли за пределами ярославских земель и касались в основном иноплеменников.

Братская могила ярославцев, погибших в 1238 годуТатаро-монгольское нашествие, обрушившееся на Северо-Восточную Русь, тяжело сказалось на развитии ее экономики, культуры, духовной жизни. В январе 1238 года, после разгрома Рязани, войско Батыя двинулось на Владимир. Юрий Всеволодович, после поражения под Коломной,  вновь собирает войска и отступает на реку Сить. В начале февраля монголо-татары берут Владимир, затем, после 5 дней осады был взят Переславль. Серьезно пострадал Ярославль, также захваченный в феврале 1238 года. В ходе археологических раскопок 2005-09 годов на Стрелке было найдено несколько братских могил, в которых были похоронены жители города, в том числе женщины и дети, погибшие в ходе штурма. Ростов и Углич, также покинутые своими войсками и князьями, видимо были взяты без боя. Всего во Владимиро-Суздальской земле только в феврале 1238 года было взято 14 городов, не считая сел и деревень.

На Сити к Юрию присоединяются его племянники Василько, Всеволод и Владимир, а также брат Святослав, князь суздальский, со своими дружинами. К сожалению, Юрий, имея в своем распоряжении достаточно большое по численности войско, не сумел им распорядится. Выбранная князем позиция в 12-15 км выше устья реки лишала дружины возможности отступления, князь даже не сумел организовать сторожевое окружение и разведку.

В итоге войско было отрезано от возможных путей отхода и зажато в болотисто-лесистый мешок верховий реки. 4 марта, под внезапным натиском сплоченного тумена Бурундая, дезорганизованные отряды обратились в бегство. Юрий и ярославский князь Всеволод погибли в битве, ростовский князь Василько попал в плен, и, отказавшись перейти на службу к татарам, был убит в Шернском лесу. Позднее, тела Юрия и Василька были перевезены епископом Кириллом в Ростов и там похоронены.

Татаро-монгольское нашествие было переломным в истории Северо-Восточной Руси. Владимир утратил былое могущество, другие города, хоть и избежали полного разорения, долгое время находились в состоянии упадка. Нашествие Батыя завершилось установлением на Руси образа правления, которое в отечественной историографии называется монгольским игом. Русские князья вынуждены были, получая от хана ярлык на княжение, выплачивать дань и выставлять свои отряды для участия в монгольских походах.

Памятник воинам Ситской битвы у д. Лопатино Реконструкция внешнего облика ярославцев, погибших при взятии Ярославля в 1238 году

Во Владимире после гибели Юрия княжит его брат Ярослав, в Ростове – сын Василька Борис, в Ярославле – сын Всеволода Василий. В Переславле князем становится сын Ярослава Александр Невский. В 1244 году все они побывали в Орде, подтвердив свои права на престол ханским ярлыком. В 1257-58 годах была проведена татарская перепись населения, вызвавшая в ряде мест народные выступления. Видимо, такое восстание было и в Ярославле – битва на Туговой горе. Правда, «Сказание о Туговой горе» было написано значительно позже событий и содержит ряд несоответствий другим источникам. В частности там говорится о гибели ярославских князей Василия и Константина, но, согласно, летописям, Василий умер в 1249 году, а Константин, кроме этого сказания и собственного жития, вообще больше нигде не упоминается. Восстания, вызванные деятельностью баскаков, сборщиков дани, прошли в ряде городов Северо-Восточной Руси и в 1262 году.​

 После смерти Василия Всеволодовича Ярославль некоторое время остается без князя, городом управляют бояре и вдова Василия Ксения. В 1260 году его дочь Мария выходит замуж за смоленского князя Федора Ростиславовича, прозванного Черным, который и положил начало второй династии ярославских князей. Федор активно сотрудничал с Ордой, жил там по несколько лет, а после смерти Марии женился на дочери хана, принявшей православие и получившей имя Анны. В Ярославле, во время его отсутствия опять правит Ксения при малолетнем сыне Федора Михаиле. Но после его смерти, в 1290 году Федор с новой женой и сыном Давидом возвращается и, несмотря на сопротивление Ксении, вновь получает ярославское княжество, где и проживает до своей смерти в 1299 году.  

Несмотря на неоднозначную оценку личности Федора Черного историками, его княжение было мирным и спокойным периодом в истории Ярославского края, что сыграло немаловажную роль в восстановлении разоренных татарами земель. В 1463 году Федор и его сыновья Давид и Константин были канонизированы.

​ ​​​