«Золотой век» культуры

Кандидат исторических наук, доцент
Алина Владимировна Борисова

 

Церковь Рождества Христова (1630-1640-е)   Ансамбль в Коровниках

 

Церковь Иоанна Златоуста (1649-1654)В ХVII в. древнерусская архитектура переживает новый, знаменательный подъем. Героические события начала века требовали выражения в художественных формах. Бурное социально-экономическое развитие, рост самосознания городского населения вызвали к жизни активное каменное строительство, прежде всего, храмовое. Исследователи О.Шаброва и О.Шабасова  выделяют ряд особенностей храмового строительства: застройка от торгового центра к слободам; основные пожертвования  - от купечества, позже – из среды посада. Крупными заказчиками в XVII в. являлись купцы Епифаний Андреевич Светешников (по прозвищу Надея), Гурьевы, Вонифатий и Иоанникий Скрипины. В Ярославле, Ростове Великом, Романове-Борисоглебске, Угличе, Костроме  были созданы шедевры русской архитектуры. В Ярославле:  церковь Николы Надеина,  посвященная Николаю Чудотворцу (покровителю торговли и путешествующих), (1620-е гг.), церковь Рождества Христова (1630-1640-е),  Ильи Пророка (1647-1650), Иоанна Златоуста (1649-1654), Николы Мокрого (1665-1672), Иоанна Предтечи (1671-1687), церковь Богоявления (1684-1693), Федоровская (1691), Петра и Павла (1691), Ильинско-Тихоновская (1694), Николы Рубленого (1695), ансамбль в Коровниках.        

  Церковь Николы Надеина, посвященная Николаю Чудотворцу (покровителю торговли и путешествующих), (1620-1622)       Церковь Николы Надеина, посвященная Николаю Чудотворцу современный вид, (1620-1622)   

В ХVII в. окончательно сложился комплекс Толгского монастыря,центром которого стал Введенский собор (1681-1683).  По разным данным, в течение ХVII в. в Ярославле было построено до 44 каменных культовых зданий.

В это время  продолжалось  строительство Кремля (Архиерейского дома) в Ростове Великом:  на сегодняшний день весь архитектурный ансамбль  включает в себя пять храмов - церковь Воскресения (1670 ), церковь Спаса на Сенях (1675) церковь апостола Иоанна Богослова (1683) церковь во имя Григория Богослова (1680-е годы) церковь и честь иконы Божией Матери "Одигитрия" (1690-е годы). Монастыри  (Авраамиевский  и Яковлевский)  в Ростове Великом были дополнены рядом архитектурных  сооружений. На территории Угличского Кремля была выстроена церковь Дмитрия на крови (1661-1692), комплекс Троицкого Данилова монастыря близ Переславля был дополнен  Всехсвятской церковью (1687) и церковью Похвалы Богородицы (1695).    

Церковь Спаса на Сенях, Ростовский Кремль  Церковь в честь иконы Божией Матери "Одигитрия", Ростовский кремль Церковь во имя Григория Богослова, Ростовский Кремль Церковь Апостола Иоанна Богослова, Ростовский Кремль Церковь Дмитрия на крови, Угличский Кремль Всехвятская церковь

Во второй половине ХVII в. в убранстве архитектурных сооружений в изобилии применяются изразцы – плитки из обожженной глины, с лицевой стороны раскрашенные, или рельефные и покрытые глазурью, с тыльной – имели полую коробку для крепления в кладке. Ярославские мастера очень активно использовали многоцветные изразцы. Излюбленным мотивом орнамента было стилизованное изображение цветка гвоздики, лютика, колокольчика. Нарядное убранство зданий стало столь красочно и изысканно, что вызывало представления о чудесном, небывалом и невиданном. 

Широкое использование данного керамического декора  позволяет говорить о складывании собственного «ярославского» стиля. Храмы этого периода отличались богатым убранством (многоцветные изразцы, фигурный кирпич), внушительными размерами.

Развитие храмовой архитектуры непосредственным образом было связано с монументально-декоративным искусством. В 1641 г. мастерами Любимом Агеевым из Костромы, Стефаном Ефимиевым из Ярославля и Иваном Лазаревым из Нижнего Новгорода был расписан храм Николы Надеина. В алтаре храма сохранилась резная сень – самый ранний образец барельефной резьбы в Ярославле.

Развитие ремесла и торговли, интерес к познанию жизни и быта людей приводили к усилению в религиозной живописи реалистических бытовых мотивов. В 1680-1681 гг. был украшен фресками храм Ильи Пророка. Ведущими мастерами стенных росписей явились костромичи Гурий Никитин и Сила Васин,  ярославец  Дмитрий Семенов.  Среди фресок храма есть сцена «Жития пророка  Елисея»  (ученика пророка Ильи), рисующая картину летних полевых работ. Нарядные, богатырского сложения люди трудятся  - режут колосья серпом, вяжут снопы. Фреска «Явление ангела Агари» рисует сочные зеленые луга, по которым едут всадники, вдали пасутся тучные овцы. Показанные здесь жизнь без нужды и радостный труд, дающий изобилие и богатство, говорили о наивной мечте человека того времени.   

На протяжении ХVII в. развивалась и ярославская иконопись. Активное храмовое строительство требовало создания значительного числа иконостасов. Мастера проявляли интерес к тематике произведений, их сюжетам. Классическим примером местной школы считается икона «Воскресение – Сошествие во ад» конца 1640-х гг. Сюжет иконы обращен к тому, как Христос спустился в ад и вывел из него праведников. О мастерстве иконописцев говорит богатая палитра разных тонов.   

Ярославские мастера приглашались и для исполнения государственных заказов.  В то же время, иконописцы из других земель выполняли заказы для ярославских храмов. Так, Семен Спиридонов Холмогорец написал иконы «Василий Великий» (1675), «Илья Пророк» (1679) «Никола Чудотворец» (1686). Другой мастер – Федор Зубов выполнял иконы для храма Ильи Пророка. Его работы (икона «Митрополиты, предстоящие перед Богоматерью «Знамение», «Илья Пророк в пустыне») оказали заметное влияние на ярославских художников.

XVII век - время особого подъема ярославской культуры. Всплеск в развитии архитектуры, иконописи, фресковой живописи привел к складыванию  самобытных  творческих школ.  Единый комплекс достижений монументально-декоративного и изобразительного искусства сформировал уникальный   культурный пласт, составивший «золотой век» ярославской культуры.

Литература:

1. Марасанова, В.М, Салова, Ю.Г. История культуры Ярославского края с древнейших времен до конца ХVIII в. Учебное пособие. Ярославль, ЯрГУ, 2008.

2. Мир русского искусства. Энц. Словарь/ Е.М.Кукина. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005.

3. Рутман, Т.А. Храмы и святыни Ярославля. Ярославль: Александр Рутман, 2005. 

4. Сарабьянов, В.Д., Смирнова, Э.С. История древнерусской живописи. М.:  Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007.

5. Шаброва, О.Г, Шабасова, О.И. Ярославль в ХVII в. Учебное пособие. Ярославль, ЯрГУ, 1999.

6. Ярославль: История города в документах и материалах от первых упоминаний до 1917 года/ Под ред. д-ра ист.наук, проф. А.М.Пономарева. Ярославль: Верх-Волж. КН. Изд-во, 1990.       

​​​​