В это время продолжалось строительство Кремля (Архиерейского дома) в Ростове Великом: на сегодняшний день весь архитектурный ансамбль включает в себя пять храмов - церковь Воскресения (1670 ), церковь Спаса на Сенях (1675) церковь апостола Иоанна Богослова (1683) церковь во имя Григория Богослова (1680-е годы) церковь и честь иконы Божией Матери "Одигитрия" (1690-е годы). Монастыри (Авраамиевский и Яковлевский) в Ростове Великом были дополнены рядом архитектурных сооружений. На территории Угличского Кремля была выстроена церковь Дмитрия на крови (1661-1692), комплекс Троицкого Данилова монастыря близ Переславля был дополнен Всехсвятской церковью (1687) и церковью Похвалы Богородицы (1695).
Во второй половине ХVII в. в убранстве архитектурных сооружений в изобилии применяются изразцы – плитки из обожженной глины, с лицевой стороны раскрашенные, или рельефные и покрытые глазурью, с тыльной – имели полую коробку для крепления в кладке. Ярославские мастера очень активно использовали многоцветные изразцы. Излюбленным мотивом орнамента было стилизованное изображение цветка гвоздики, лютика, колокольчика. Нарядное убранство зданий стало столь красочно и изысканно, что вызывало представления о чудесном, небывалом и невиданном.
Широкое использование данного керамического декора позволяет говорить о складывании собственного «ярославского» стиля. Храмы этого периода отличались богатым убранством (многоцветные изразцы, фигурный кирпич), внушительными размерами.
Развитие храмовой архитектуры непосредственным образом было связано с монументально-декоративным искусством. В 1641 г. мастерами Любимом Агеевым из Костромы, Стефаном Ефимиевым из Ярославля и Иваном Лазаревым из Нижнего Новгорода был расписан храм Николы Надеина. В алтаре храма сохранилась резная сень – самый ранний образец барельефной резьбы в Ярославле.
Развитие ремесла и торговли, интерес к познанию жизни и быта людей приводили к усилению в религиозной живописи реалистических бытовых мотивов. В 1680-1681 гг. был украшен фресками храм Ильи Пророка. Ведущими мастерами стенных росписей явились костромичи Гурий Никитин и Сила Васин, ярославец Дмитрий Семенов. Среди фресок храма есть сцена «Жития пророка Елисея» (ученика пророка Ильи), рисующая картину летних полевых работ. Нарядные, богатырского сложения люди трудятся - режут колосья серпом, вяжут снопы. Фреска «Явление ангела Агари» рисует сочные зеленые луга, по которым едут всадники, вдали пасутся тучные овцы. Показанные здесь жизнь без нужды и радостный труд, дающий изобилие и богатство, говорили о наивной мечте человека того времени.
На протяжении ХVII в. развивалась и ярославская иконопись. Активное храмовое строительство требовало создания значительного числа иконостасов. Мастера проявляли интерес к тематике произведений, их сюжетам. Классическим примером местной школы считается икона «Воскресение – Сошествие во ад» конца 1640-х гг. Сюжет иконы обращен к тому, как Христос спустился в ад и вывел из него праведников. О мастерстве иконописцев говорит богатая палитра разных тонов.
Ярославские мастера приглашались и для исполнения государственных заказов. В то же время, иконописцы из других земель выполняли заказы для ярославских храмов. Так, Семен Спиридонов Холмогорец написал иконы «Василий Великий» (1675), «Илья Пророк» (1679) «Никола Чудотворец» (1686). Другой мастер – Федор Зубов выполнял иконы для храма Ильи Пророка. Его работы (икона «Митрополиты, предстоящие перед Богоматерью «Знамение», «Илья Пророк в пустыне») оказали заметное влияние на ярославских художников.
XVII век - время особого подъема ярославской культуры. Всплеск в развитии архитектуры, иконописи, фресковой живописи привел к складыванию самобытных творческих школ. Единый комплекс достижений монументально-декоративного и изобразительного искусства сформировал уникальный культурный пласт, составивший «золотой век» ярославской культуры.
Литература:
1. Марасанова, В.М, Салова, Ю.Г. История культуры Ярославского края с древнейших времен до конца ХVIII в. Учебное пособие. Ярославль, ЯрГУ, 2008.
2. Мир русского искусства. Энц. Словарь/ Е.М.Кукина. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005.
3. Рутман, Т.А. Храмы и святыни Ярославля. Ярославль: Александр Рутман, 2005.
4. Сарабьянов, В.Д., Смирнова, Э.С. История древнерусской живописи. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007.
5. Шаброва, О.Г, Шабасова, О.И. Ярославль в ХVII в. Учебное пособие. Ярославль, ЯрГУ, 1999.
6. Ярославль: История города в документах и материалах от первых упоминаний до 1917 года/ Под ред. д-ра ист.наук, проф. А.М.Пономарева. Ярославль: Верх-Волж. КН. Изд-во, 1990.