Ярославская провинция (1719 – 1777)

​ Доктор исторических наук, заведующий кафедрой м
узеологии и краеведения ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Виктория Михайловна Марасанова
 

На Ярославский край, как и на всю страну, огромное влияние оказали петровские преобразования. За время своего правления Петр I шесть раз побывал в Ярославле (в 1693, 1694, 1696, 1702 гг. и дважды в 1723 г.). Он также неоднократно посещал Ростов, а Плещеево озеро близ Переславля-Залесского было выбрано им в качестве места для строительства «потешной флотилии». В 1692 г. под начало ярославского воеводы перешли города Ростов и Переславль-Залесский. 19 июля того же года появился царский указ с описанием ярославского герба: «В кругу медведь черный, стоит на задних лапах, в правой ноге передней держит протазан, а левую переднюю ногу протянул».  

 Вид Ярославля. А.И. Ростовцев. 1731 год. Яославский историко-архитектурный музей-заповедник


Ярославская провинция
была образована по указу Сената «Об устройстве губерний» от 8 июня (29 мая ст. ст.) 1719 года. При этом сохранялись 11 губерний (губернская реформа началась в 1708 г.). Так, в составе Петербургской губернии находилось 12 провинций, в Московской – 9 провинций и т.д. Ярославский край (в границах современной Ярославской области) оказался разделенным между четырьмя провинциями: Ярославской и Угличской провинциями Санкт-Петербургской губернии, а также Переславль-Залесской и Костромской провинциями Московской губернии. Кинешма, ранее включенная в Архангелогородскую губернию, в 1719 г. перешла в состав Ярославской провинции. Переславль-Залесская провинция включала города Переславль-Залесский и Ростов. То, что Ярославль был отнесён не к Москве, а к Санкт-Петербургу, объяснялся желанием петербургского генерал-губернатора А.Д. Меншикова получить под свою власть город с состоятельным купечеством. Первым воеводой Ярославской провинции стал родственник царя Алексей Иванович Нарышкин, для Углича воеводой назначили Ф.Е. Бутурлина, а для Ростова – Д.А. Бестужева. В качестве исполнительного органа при воеводах создавались провинциальные канцелярии.

29 апреля 1727 г. появился указ о приписке Ярославской провинции к Московской губернии, а 4 июля того же года – «о приписке Углицкой провинции к Московской губернии из Санкт-Петербургской». Таким образом, с 1727 г. все четыре провинции, включавшие территорию Ярославского края, входили в состав Московской губернии. При Екатерине II по «Учреждению для управления губерний» 1775 г. провинции упразднялись, и происходил переход на двухзвенное деление: губерния – уезд. Губернская реформа осуществлялась постепенно, и на территории Ярославского края провинции как административные единицы были окончательно ликвидированы в связи с созданием Ярославской (1777), Владимирской (1778) и Костромской губерний (1778).

Центр епархии находился в Ростове, и в 1702–1709 гг. ростовским митрополитом являлся Св. Димитрий Ростовский. Среди его заслуг можно отметить составление сборника «Четьи-Минеи» – ежемесячного чтения житий святых в соответствии с днями чествования их памяти. Св. Димитрий Ростовский написал не меньше 25 произведений, среди которых «Розыск о раскольничьей Брынской вере», трактат «Об образе и подобии Божии в человеке», драма «Покаяние грешного человека», «Рождественская драма» и др. Земной путь св. Дмитрия Ростовского завершился 28 октября 1709 г., и в 1757 г. он причислен к лику святых.

На развитие края значительное воздействие оказало учреждение в 1693 г. первого почтового тракта между Москвой и Архангельском, который прошел через города Переславль-Залесский, Ростов и Ярославль. Однако с основанием Санкт-Петербурга торговые пути России переориентировались с Белого моря на Балтику, и торговля ярославских купцов пришла в упадок, что заставило их искать новые источники дохода и переключаться с торговых занятий на промышленные. В начале XVIII века в Ярославле появились казенные предприятия – Оружейный, Суконный и Шляпный дворы, а также полотняное производство, в котором были заняты шведы, которых специально отобрали для «передачи опыта» из числа пленных, захваченных во время Северной войны. К сожалению, все казенные предприятия не смогли возобновить работу после сильного городского пожара в 1711 году.

Основой мануфактурного производства стали местные промыслы, связанные с обработкой льна. Купец Максим Затрапезнов с сыновьями Иваном, Дмитрием и Гаврилой и обрусевший голландец Иван Тамес обратились в Мануфактур-коллегию с просьбой разрешить им устроить в Ярославле полотняную мануфактуру, и 28 июня 1722 г. появился указ на постройку мануфактуры. Затрапезнов и Тамес бесплатно получили помещение, где ранее пленные шведы пытались наладить производство широкого полотна, а также участок земли на правом берегу реки Которосли. На мануфактуре установили 172 стана, на которых работали более 500 человек, а через 15 лет на предприятии насчитывалось уже 1406 рабочих. В 1723 г. при мануфактуре построили шелкоткацкое предприятие – «лентовую фабрику». Иван Тамес вскоре отошёл от дел, получив свою долю деньгами. В 1741 г. после раздела имущества между сыновьями Максима Затрапезнова – Иваном и Дмитрием – появились названия Ярославская Большая мануфактура (ЯБМ) и Ярославская Малая мануфактура.

Владельцы предприятия получили многочисленные льготы: их дома освобождались от постоя, а сами хозяева – от казенных служб, на несколько лет разрешалась беспошлинная торговля. Предприятие отчитывалось не перед местной администрацией, а только перед Мануфактур-коллегией, которой отправлялись образцы изделий. По указу императрицы Анны Иоанновны от 1736 г. за всеми предприятиями были закреплены рабочие, поступившие туда по вольному найму. На мануфактуре Затрапезнова это составило около тысячи человек. ЯБМ прославилась производством льняных скатертей, салфеток, полотенец, штофов для обивки мебели и стен. Здесь «изобрели» пестрядь – льняную ткань с синей полоской.

Мануфактура возводилась по плану, который включал производственные постройки, церковь, систему прудов (необходимых для полотняного производства), регулярный парк, жилые дома, мельницы. Со второй четверти XVIII века вокруг мануфактуры создавались регулярные, т.е. созданные по плану кварталы. В 1736–1742 гг. при ЯБМ была построена церковь Петра и Павла – памятник в стиле петровского барокко, образцом для которого послужил Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. В 1764 г. новым владельцем предприятия стал Савва Яковлевич Яковлев, и ЯБМ получила высокую честь поставлять свои изделия к императорскому двору. Он постепенно довёл численность рабочих ЯБМ до 9 тыс. человек.

Во времена императрицы Елизаветы Петровны Ярославль вновь стал, как во времена Смуты для Марины Мнишек, местом ссылки для важной персоны. В 1742 г. сюда перевезли из Сибири бывшего фаворита императрицы Анны Иоанновны – герцога Эрнста Иоганна Бирона с семьей. Они провели в Ярославле 19 лет – до тех пор, пока Петр III не вернул Бирону свободу.

В 1747 г. в Спасском монастыре благодаря усилиям ростовского митрополита Арсения (Мацеевича) открылась одна из первых в стране Ярославская духовная семинария, именовавшаяся Славяно-латинской. Через 30 лет в ней обучалось 300 воспитанников. Однако участь самого митрополита в дальнейшем оказалась трагичной. Он единственным из русских архиереев выступил против секуляризации церковных владений при Екатерине II, за что в 1763 г. был посажен в Ревельскую крепость, где и скончался через десять лет (день его памяти как священномученика отмечается 13 марта).

Портрет Ф.Г. Волкова. Ярославский историко-архитектурный музейКрупнейшим событием в культурной жизни стало создание первого русского национального театра. Это событие связано с именем Федора Григорьевича Волкова (1729–1763). Он родился в Костроме, но его мать – купчиха Матрена Волкова – овдовев, вышла замуж за ярославского купца Ф.В. Полушкина, и вместе с детьми переехала в Ярославль. В 1746 г. отчим отправил Фёдора в столицу изучать коммерческое дело, однако молодого человека больше увлекли итальянская опера, французский и немецкий театры. Фёдор Волков побывал на любительских спектаклях в Сухопутном Шляхетском корпусе. Вернувшись в Ярославль, Фёдор Волков собрал единомышленников, среди которых были его братья Григорий и Гаврила, а также Иван Нарыков (по сцене – Дмитревский), Семён Куклин, Алексей Попов, Яков Шумский, Семён Стачков и Демьян Галик. Первый спектакль был устроен 10 июля 1750 г. в просторном кожевенном амбаре купца Полушкина, находившемся около нынешней Советской площади. Артисты разыграли драму Расина «Эсфирь», переведённую на русский язык самим Фёдором Волковым. Успех первой постановки вдохновил Ф.Г. Волкова и его друзей на устройство своего театра. Новое театральное здание на берегу Волги открылось 7 января 1751 г. премьерой трагедии А.П. Сумарокова «Хорев».

В январе 1752 г. по приказу императрицы Елизаветы Петровны ярославская труппа из 12 человек отправилась в столицу, и с тех пор Федор Волков в Ярославль не возвращался. В 1756 г. в Санкт-Петербурге открылся «Русский театр для представления комедий и трагедий», который возглавил А.П. Сумароков, а в 1761 г. на посту руководителя театра его сменил Ф.Г. Волков. Известно, что Фёдор Волков написал около 15 пьес, однако их тексты не сохранились («Суд Шемякин», «Увеселение московских жителей о масленице», «Всякий Еремей про себя разумей» и др.). Он писал торжественные оды и песни. По преданию по его эскизу в Ярославле был выполнен резной иконостас в церкви Николы Надеина. Вскоре после дворцового переворота и вступления на престол Екатерины II в начале 1763 г. Фёдор Волков стал автором и режиссером коронационных торжеств «Торжествующая Минерва». Во время этого шествия Фёдор Волков простудился и 4 апреля 1763 г. умер. Но театральное дело в Ярославле не заглохло. В дальнейшем спектакли устраивались при учебных заведениях, в домашних крепостных театрах, а в XIX столетии появился и новый городской театр. Выдающимся актером своего времени стал Иван Афанасьевич Дмитревский. Он ездил учиться за границу, и с 1791 г. стал главным режиссёром придворного театра. И.А. Дмитревский собирал материалы по истории русского театра, переводил и писал пьесы. В 1786 г. он участвовал в постановке спектакля «Синав и Трувор» по пьесе А.П. Сумарокова в Ярославле. 

Замок. Ключи. Ларец-подголовник. XVIII век. Открытка из коллекции Музея истории города Ярославля