Главная страница » Защита населения » О проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований

О проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований

 
При проведении публичных мероприятий на территории Ярославской области могут возникнуть проблемные вопросы, связанные с необходимостью соблюдения определенного порядка проведения данных мероприятий. Порядок проведения мероприятий регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон) и Законом Ярославской области от 07.12.2004 № 56-з «О порядке подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий».
В соответствии с Законом публичные мероприятия проводятся после уведомления органа исполнительной власти или субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, что делается с целью обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Уведомление о проведении митинга, демонстрации, шествия подается его организатором в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. 
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона организатор не вправе проводить публичное мероприятие, если уведомление о проведении не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Статьи 15 и 16 Закона содержат основания приостановления и прекращения публичного мероприятия.
Основанием для приостановления публичного мероприятия является нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников публичного мероприятия.
Основаниями прекращения публичного мероприятия в соответствии являются:
- создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
- совершение участниками противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия (п. 4 ст. 17 Закона) неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.     
Решение и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.   
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности.
Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие, а также предметы, специально приготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.
При проведении массовых акций не допускается привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутик, а также распространение экстремистских материалов. 
Федеральный закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» ужесточил административную ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесен ряд изменений, предусматривающих ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
В частности:
- КоАП РФ дополнен новой статьей 20.2.2 «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка», устанавливающей административную ответственность за организацию, публичные призывы либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах.
- увеличены максимальные размеры административного штрафа для граждан по санкциям статей 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, части 4 статьи 20.25 - до трехсот тысяч рублей, а для должностных лиц по санкциям статьи 5.38, частей 1 - 4 статьи 20.2, статей 20.2.2, 20.18 - до шестисот тысяч рублей;
- статья 20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» изложена в расширенной редакции в семи частях, в которых дифференцируются размеры административных штрафов и сроков обязательных работ по каждому составу правонарушения;
- виды административных наказаний дополнены новым наказанием в виде обязательных работ, при этом обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний;
- установлена административная ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ;
- к процессуальным полномочиям судей районных судов (а не мировых судей) отнесено рассмотрение дел о нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;
- нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесены к категории дел, по которым сроки исковой давности составляют один год со дня совершения административного правонарушения;
- обязательные работы, наряду с административным арестом и административным приостановлением деятельности, отнесены к видам административных наказаний, принесение протеста на постановления о которых не приостанавливают исполнение этих постановлений.
Изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в числе прочего установлено, что:
- организатором публичного мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст.5, ч.2, п. 11);
- организатор публичного мероприятия несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия (ст.5, ч.4, п. 11);
- участники публичных мероприятий не вправе: скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие или похожие на него предметы, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества; иметь при себе и (или) распивать алкогольные напитки; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения (ст.6, ч.4);
- время окончания публичного мероприятия изменяется с 23 часов на 22 часа по местному времени (ст.9).
В настоящее время кризисные явления оказывают большое влияние на жизнь страны, в том числе и в нашем регионе, поэтому несанкционированные протестные акции, безусловно, могут усугублять социальную напряженность. 
УМВД России по Ярославской области просит граждан ответственно подойти к решению вопроса об участии в подобных мероприятиях.
 
 
ОИОС УМВД России по Ярославской области oios_yaroslavl@mail.ru