Навигация и дополнительные возможности

Ключевые слова: Бизнес
12.01.2022 | 17:00

О ценах на молочную продукцию

Основной причиной подорожания молочной продукции в магазинах является рост себестоимости производства сырого молока, доля которого, например, в сырах составляет около 60%, а в питьевом молоке достигает 80%. По оценкам экспертов в 2020 году себестоимость производства сырого молока увеличилась на 20%, в 2021 году рост продолжился, и прирост в сравнении с предпандемийным уровнем достиг уже 30%.

В частности, на молочных фермах существенно выросли расходы на концентрированные корма и удобрения из-за роста цен на мировых рынках, а девальвация рубля увеличила затраты на все импортные составляющие, доля которых оценивается в 20-30% в себестоимости. Это ветпрепараты, премиксы, ремонт техники, затраты на выращивание собственных кормов и др.
В переработке рост себестоимости составил от 15% до 30% в зависимости от вида продукции. К росту цен на молоко также добавился рост других статей затратупаковка, транспорт (логистика), все импортные ингредиенты, сервис оборудования и т.д.
По данным экспертов,  производителям и ретейлу удавалось сдерживать рост цен на молочные продукты на полках – по сути весь удар приняли на себя производители, сократив доходность до минимума.
Следует отметить, что в течение 2021 года производители не могли покрыть издержки, так как были связаны до января 2022 года действующими контрактами с торговыми сетями, в которых стоимость продуктов была зафиксирована. При заключении новых договоров, как и каждый год, бизнес повышает цены на продукцию.
 
По данным Росстата в России за 11 месяцев 2021 года (ноябрь 2021г. к декабрю 2020г.) при  индексе цен на продовольственные товары 9,1%   розничные цены на молоко и молочную продукцию выросли на 7,9% (ниже продовольственной инфляции), а, например, рост цен на мясо и мясо птицы – на 17,4%, на рыбу и морепродукты – на 9,2%, на яйца куриные – на 11,7%, сахар – на 10%, плодоовощную продукцию – на 10,1%, на крупы и бобовые – на 12,9%, на макаронные изделия – на 11,6%, на хлеб и хлебобулочные изделия – на 8,8%.
Розничные цены на продукты питания, в том числе и на молочную продукцию, и их динамика в Ярославской области соответствуют общероссийским тенденциям.
Сравнение розничных цен на молочную продукцию в Ярославской области со средней ценой среди субъектов ЦФО на 20 декабря 2021 (по данным Росстата):
- молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности – 54,49 руб./л.на 19,1% ниже средней цены среди областей ЦФО (67,38 руб./л.). Так, в Костромской области – 63,65 руб./л., в Калужской – 66,14 руб./л., в Смоленской – 64,52 руб./л., в Тульской  - 64,52 руб./л., в Тамбовской – 65,98 руб./л.).
- творог жирный – 361,27 руб./кг – на 8,9% ниже средней цены среди областей ЦФО (396,71 руб./кг.). Например, в Костромской области – 377,89 руб./кг., во Владимирской – 370,86 руб./кг., в Тверской – 412,93 руб./кг.
- сметана – 253,16 руб./кг – на 6% ниже средней цены среди областей ЦФО (269,39 руб./кг.). Так, в Костромской области – 263,19 руб./кг., во Владимирской – 257,51 руб./кг., в Тверской – 263,45 руб./кг., в Тульской – 269,86 руб./кг.
- масло сливочное – 679,19 руб./кг – на 12,3% ниже средней цены среди областей ЦФО (774,14 руб./кг.). Так, в Калужской области – 754,15 руб./кг., во Владимирской – 700,34 руб./кг., в Тверской – 824,19 руб./кг., в Тульской – 717,48 руб./кг.
 
Что касается влияния внедрения маркировки на динамику цен на молочную продукцию:
«Цифровая маркировка молочной продукции, которая поэтапно вводится в России с 1 июня 2021г., замедлила удорожание товаров в этой категории по итогам ноября 2021г. К такому выводу пришли эксперты Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ), которые провели анализ динамики цен на молочную продукцию на основе данных Росстата», – сообщает пресс-служба оператора маркировки – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).
 По информации ЦРПТ до введения маркировки стоимость молочных продуктов показывала стабильный рост. Однако сыры, на которые с 1 июня 2021г. распространяется маркировка, в ноябре  2021г.  выросли в цене лишь на 1,81%, а молоко стерилизованное, попавшее под маркировку с 1 сентября 2021г., – лишь на 1,77%. При этом цены на немаркируемую продукцию увеличивались более быстрыми темпами. Молоко пастеризованное, которое в ноябре не подлежало маркировке, выросло на 1,87%, а сметана – на 2,01%.
Маркировка приводит к снижению стоимости или замедлению динамики роста цен на продукцию за счет обеления рынка и снижения волатильности цен, зависимой от оборота нелегальной продукции, цены на которую не поддаются контролю.
Таким образом, по результатам анализа рынка молочной продукции экспертами  ЦРПТ рост цен на упакованную молочную продукцию не связан с маркировкой и в первую очередь зависит от увеличения стоимости сырья, производственной упаковки, подорожания импортных ветпрепаратов, тарифов на электроэнергию, курса валют. Кроме того, динамика цен на молоко и масло связана со снижением урожайности кормов. 
По данным НИФИ Минфина внедрение маркировки также приведет к росту доходов бизнеса. Баланс для сегмента молока и сливок составит +21,9 млрд. рублей, топленого и сливочного масла – 65,1 млрд.руб., сыров, сырных продуктов и творога – 41,8 млрд.руб., мороженого – 1,7 млрд. рублей

О риске повышения цен на молочную продукцию отмечалось в отчете (в ноябре 2021г.) Минсельхоза России  в Правительство о ценах на различные категории продуктов. Причина: увеличение себестоимости производства (подорожали корма и добавки, упаковка, горюче-смазочные материалы, электроэнергия).
 

Справочно: Цифровая маркировка молочной продукции введена в России с 1 июня 2021г. в категориях сыров и мороженого, с 1 сентября 2021г. она распространилась на товары со сроком хранения свыше 40 суток, а с 1 декабря 2021г. - на продукты со сроком годности 40 дней и менее.
По информации экспертов ЦРПТ  Ярославская область входит в топ-5 регионов (5 место)  по Центральному федеральному округу по вводу кодов маркировки молочной продукции в оборот за весь период. В регионе предприятия отрасли работают без сбоев, дефицита молочной продукции нет.
Электронная маркировка молочной продукции призвана защитить покупателей от подделок и суррогата, а предпринимателей – от нечестной конкуренции. Получить информацию о товаре и производителе можно, отсканировав дата матрикс код на упаковке через приложение.
В нашем регионе успешно работают 15 молокоперерабатывающих предприятий – все они зарегистрированы в национальной системе «Честный Знак».

С 1 декабря 2021г. стартовал 3 этап маркировки молочной продукции. Этому этапу введения маркировки в регионе подлежат 9 предприятий.