Навигация и дополнительные возможности

Ключевые слова: бизнес
18.12.2019 | 12:00

​Снижение административной нагрузки на бизнес

Совершенствование контрольно-надзорной деятельности является одним из приоритетных направлений стратегического развития Российской Федерации. Проводимая в данной сфере реформа является важной, но не единственной мерой, позволяющей снизить административную нагрузку на бизнес и оптимизировать действующие процедуры. В настоящее время осуществляется целый комплекс мер, направленных на внедрение новых подходов к регулированию системы контроля и надзора.
 
1. Введение надзорных каникул для малого бизнеса.
С 05.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ, которым продлено действие «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства еще на два года.
Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 01.01.2019 по 31.12.2020, за исключением отдельных видов плановых проверок.
 Одновременно с этим, согласно п. 5 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с 2019 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств.
Кроме того, в силу ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», не проводятся плановые проверки в отношении лиц, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В случае если Вы полагаете, что деятельность Вашего предприятия подпадает под действие «надзорных каникул», Вам необходимо обратиться в орган государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, запланировавший проверку, с заявлением об ее исключении из плана.
 
2. Введение института обязательной идентификации личности заявителя при рассмотрении органами контроля (надзора) жалоб, направленных в форме электронного документа.
В соответствии с изменениями в действующем законодательстве должностные лица органов контроля (надзора) контроля должны принять разумные меры к установлению лица, обратившегося с жалобой на субъект предпринимательской деятельности. Обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Заявления и обращения, поданные в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. Данная мера позволяет бороться с проверками по анонимным жалобам, пресечь заказные проверки как инструмент недобросовестной конкуренции. Если окажется, что жалоба - это анонимка или просто подписавшееся под ней лицо недоступно для связи, а суть жалобы ничем не подтверждается, проверка в отношении указанного в ней хозяйствующего субъекта назначаться не будет.
 
3. Введение института предварительной проверки информации, поступление которой может являться основанием для проведения внеплановой проверки.
Предварительная проверка возможна, если нет достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, а также достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, являющихся основаниями для проведения внеплановой проверки.
В ходе предварительной проверки проводятся следующие мероприятия:
принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию (в том числе в устном порядке);
проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа госконтроля (надзора);
при необходимости: мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц по представлению информации и исполнению требований органов госконтроля (надзора), органов муниципального контроля.
У юридического лица, индивидуального предпринимателя могут запросить пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным в силу пункта 3.2 части 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются (пункт 3.3 части 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
 
4. Введение института предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований заключается в предупреждении подконтрольного субъекта об имеющемся или возможном нарушении обязательных требований. Основной принцип использования данного инструмента – приоритет предотвращения нарушения обязательных требований, принятие мер по устранению последствий нарушений вместо применения мер ответственности для подконтрольных субъектов за допущенные нарушения. Таким образом, предостережение позволяет контрольно-надзорному органу отреагировать на готовящееся или возможное нарушение без проведения проверки, а бизнесу избежать возможного административного наказания. Правила составления и направления предостережений субъектам предпринимательской деятельности установлены постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 года № 166.
 
5. Введение института проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Проверочные листы должны содержать списки конкретных контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствовали бы о соблюдении или несоблюдении проверяемым лицом обязательных требований. Общие требования к их составлению и утверждению закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля № 177.
 Утвержденные проверочные листы размещаются в свободном доступе на сайте контрольного органа.
Данная мера рассматривается и как профилактическая, поскольку позволяет провести самооценку выполнения обязательных требований до прихода инспектора и своевременно устранить недостатки.
Формы проверочных листов уже начали использоваться для разработки и размещения в Сети интерактивных сервисов для проведения предпринимателями самопроверки. Так, Роструд запустил сервис Онлайнинспекция.рф, где работодатели, например, могут проверить себя на предмет правильности составления трудового договора или воспользоваться сервисом «Электронный инспектор», чтобы оценить соблюдение требований по всем «трудовым» направлениям.
Органами исполнительной власти Ярославской области проверочные листы применяются при осуществлении:
- переданных полномочий Российской Федерации по:
·         федеральному государственному надзору в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ярославской области;
·         федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на землях лесного фонда на территории Ярославской области;
·         федеральному государственному пожарному надзору в лесах на землях лесного фонда на территории Ярославской области;
- регионального государственного ветеринарного надзора на территории Ярославской области;
- регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Ярославской области регионального значения;
- регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;
- регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
- регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
- регионального государственного надзора в области обращения с отходами.
Муниципальная жилищная инспекция города Ярославля использует проверочные листы при осуществлении муниципального жилищного контроля.
В дальнейшем сфера применения списков контрольных вопросов будет расширяться. Органами исполнительной власти области готовятся проверочные листы для следующих видов контроля (надзора):
- государственный жилищный надзор;
- лицензионный контроль;
- надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов;
- контроль за квотированием рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан;
- региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
 - региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
- региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
- региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
- региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
- региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением установленного порядка ценообразования и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов, расценок, платы и тому подобного);
- региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера;
- региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, включая региональный государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социального обслуживания и предоставляемых услуг;
- региональный государственный надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды (кроме параметров, подконтрольных Ростехнадзору), а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией;
- региональный государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями независимо от их принадлежности (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также параметров машин, подконтрольных Ростехнадзору) по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;
- региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации аттракционов;                
- контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов на территории Ярославской области.
 
6. Замена административного штрафа на предупреждение
Данная мера распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства, которые впервые совершили административное правонарушение. В дальнейшем предполагается распространить ее на все субъекты предпринимательской деятельности.
 
7. Запрет на проверку требований, установленных актами советского периода, при осуществлении мероприятий по контролю
Запрет не является полным и не распространяется, в частности, на применение актов СССР и РСФСР судебными органами и органами прокуратуры.
 
8. Исчерпывающие перечни документов и (или) информации, необходимых для проведения проверки
 
В административных регламентах государственного контроля (надзора), осуществляемого органами исполнительной власти области, определены:
- исчерпывающий перечень документов и (или) информации, которые орган в ходе проверки вправе потребовать у проверяемого лица;
- исчерпывающий перечень документов и (или) информации, которые должны запрашиваться в ходе проверки в иных органах и организациях в порядке межведомственного взаимодействия. Перечень таких документов и (или) информации утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р. Требовать эти документы от предпринимателя запрещено.
 
9. Внесён в Госдуму проект Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
 
Проектом предусмотрено, что виды федерального, регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливаются только федеральными законами.
Законопроектом предусматривается прямой запрет на установление ключевых показателей результативности контроля, основанных на количестве проведенных контрольно-надзорных и профилактических мероприятий, количестве выявленных нарушений и количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности.
Контрольно-надзорный орган для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля относит объекты контроля к одной из категорий (выделено 6 категорий риска - от чрезвычайно высокого до низкого).
Определяются виды профилактических, а также контрольно-надзорных мероприятий (к последним относятся, например, выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд).
Вступление в силу законопроекта предполагается с 1 января 2021 года.
 
10. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о реформе системы обязательных требований ("регуляторной гильотине")
Законопроектом, в числе прочего, определяются условия установления обязательных требований, вводится их оценка, определяется порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.
Акты, устанавливающие обязательные требования, будут вступать в силу, по общему правилу, либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем через три месяца после дня их официального опубликования.
Законопроектом предусматривается возможность установления экспериментальных правовых режимов, состоящих в полном или частичном отказе от применения обязательных требований.
​Предполагается поэтапная отмена действующих нормативных актов, содержащих обязательные требования. В частности, акты Правительства РФ подлежат отмене до 1 января 2021 года, региональные акты - до 1 января 2022 года, муниципальные акты - до 1 января 2023 года.
medical-malpractice.jpg