Навигация и дополнительные возможности

​Ярославский художественный музей представляет на выставке «Флакон» коллекцию парфюмерных сосудов

Информация

Место проведения: Музей зарубежного искусства. Советская пл., 2
Дата начала мероприятия: 26.06.2020 10:00
Дата окончания: Не определена 
Ответственный:Куратор выставки – Н.В. Русанова, хранитель фонда декоративно-прикладного искусства ЯХМ

Подробное описание

Ярославский художественный музей, продолжая серию редких коллекционных показов, представляет выставку «Флакон», где представлены парфюмерные сосуды первой половины XIXXX вв..

Различные эпохи, материалы, техники декорирования позволяют представить флакон для парфюмерных ароматов как высокое искусство, как предмет, в котором соединилось утилитарное назначение и художественная работа, эстетика самого сосуда.

Флаконы в собрание музея поступали различными способами – приобретались вместе с предметами крупного коллекционера Виктора Владимировича Ашика (Ленинград), поступали из семей ярославцев, из антикварных магазинов Москвы, Калининграда, Санкт-Петербурга, Астрахани, других городов страны. Первое поступление в коллекцию можно отнести к 1987 году, последнее – к 2020.

История флакона для духов началась одновременно с появлением самых первых ароматических составов. За века использования сосуд для аромата эволюционировал из скромного глиняного горшочка  в подлинную драгоценность и произведение искусства.

Особая значимость коллекции парфюмерных сосудов Ярославского художественного музея в  том, что представлены редкие произведения Франции первой половины XIX века. Ещё XVIII век стал временем открытия и широкого увлечения изделиями из фарфора. В моду широко входят не только фарфоровые флаконы, но и туалетные приборы с пейзажами, цветами, галантными сценами. Духи покупали в простой таре, а затем переливали их в красивые сосуды. В этом случае флакон выражал идею парфюма вообще, а не какого-либо конкретного аромата. Великосветские дамы предпочитали хранить духи в фигурных флаконах в виде животных, птиц, фигур людей, используя флаконы прежде всего как украшение будуара. Примером таких сложных композиционных, технических решений являются фигурные сосуды французской компании «Жакоб Пети», названной по имени создателя Jacob Petit (Jacob Mardochée) (1797–1868). Petit произвел большое количество декоративного фарфора. Его предприятие сразу стало успешным. Завод был оценён Людовиком XVIII, Карлом X и герцогиней Берри, русским императором Александром II. Мануфактура Жакоба Пети была одной из самых известных в период 1830–1860-х годов. На выставке представлена различными темами группа флаконов завода «Жакоба Пети»: Восток – фигурами халифа, восточных красавиц в экзотических костюмах;  Запад – фигурами садовницы и светской красавицы в бальном туалете.
 
Во Франции было создано свое стекольное производство. Наиболее активно стекольные мастерские стали открываться и развиваться в Лотарингии, куда Рене I, герцог Анжуйский, пригласил мастеров из Мурано и Богемии. Так были созданы два самых известных завода: «Баккара» и «Сен-Луи». К концу XVIII века мастера уже умели изготавливать цветное стекло: красное, синее и зелёное, напоминающее рубин, сапфир, изумруд. А в XIX веке в мире широко распространяется не просто цветное – многослойное цветное стекло, отличающееся особым декоративным эффектом и красотой цвета. Образцы продукции знаменитых стекольных заводов Европы и России, эволюцию форм, декора можно видеть на примере предметов на выставке: изящный флакон с росписью эмалями выполнен мастерами из Богемии, великолепное «урановое» стекло, флакон с декором в готическом стиле созданы на Императорском стекольном заводе. Сложная техника надцвета (нанесения тончайшего слоя цветного стекла на бесцветное для создания дополнительного декоративного эффекта), гранение, резьба по многослойному стеклу представлены на выставке работами русских и европейских мастеров частных стекольных заводов.

В XIX веке парфюмы продаются по всей Европе в специализированных магазинах, парфюмерия становится продуктом массового потребления. Все известные парфюмерные дома считают своим долгом заказывать особые флаконы. Востребованным художественно-техническим приёмом становится армирование и дополнение стекла металлическими декоративными элементами – от орнаментальных поясков до сложных сюжетно-композиционных подставок для флаконов. Этот декор позволял в какой-то степени индивидуализировать ординарные флаконы, придать им соответствующую вкусам владельца тематическую и эмоциональную окраску. Следуя моде, французские производители изготавливают разнообразные по композиции и темам изделия, группы предметов. Подставка для флакона «Заяц с корзиной» и парфюмерный сосуд-шкатулка «Яйцо в саночках» изготовленные во Франции, могут рассматриваться как пример мастерского соединения материалов – цветного, глушенного стекла, расписанного эмалями, и золоченой, декорированной «холодными» эмалями бронзы. Предметы украшали будуар в известной ярославской семье купцов Головщиковых-Подошивниковых.

В начале двадцатого века в производстве парфюмерных флаконов появляется новая тенденция, которая приобретает массовый характер. Понимание того, что флакон посредством формы и декора также может и должен выражать ароматическую концепцию хранящегося в нём парфюма, приходит к концу 1900-х годов. И в этом большая заслуга выдающегося мастера ар нуво Рене Лалика. В начале 1910-х он проектирует ряд флаконов для таких фирм, как «Coty», «D'Orsay» и др. Флакон для знаменитого аромата «D'Orsay», созданного основателем бренда, отличает элегантная простота формы и сдержанность декора, отражающая в полной мере изысканность самого аромата. Подобная сдержанность в дизайне станет особенностью и одной из наиболее известных разработок Жюльена Виара – классического флакона «Chanel № 5» с его строгими прямыми линиями, отражающими главные черты стиля Коко Шанель – элегантность и простоту.

Становление российской парфюмерии было связано с выходцами из европейских стран, имевших богатый опыт и традиции, однако, парфюмерное производство, перенесенное в Россию, приобрело совершенно особый национальный колорит и самобытность. Вся парфюмерная индустрия дореволюционной России была сосредоточена в руках десяти фабрикантов, успешно конкурирующих с западноевропейскими производителями парфюмерии, число которых на рынке составляло более тридцати. Родоначальником парфюмерной индустрии в России можно считать Альфонса Рале, который    в 1843 году основал парфюмерную фабрику, которая вскоре стала крупнейшим производителем парфюмерии в нашей стране. Так, в 1910 году «А. Ралле и Ко» произвела 675 наименований парфюмерных товаров. Эрнест Эдуардович Бо, сын директора-распорядителя фабрики «А. Ралле и Ко», потомственный парфюмер, эмигрировав после революции во Францию, создаст знаменитые духи «Шанель N 5». Фабрика «А. Ралле и Ко» в 1918 году была национализирована и переименована в мыльно-парфюмерный завод N 7, а позднее – в фабрику «Свобода».

К началу двадцатого века слава лучшего парфюмера России перешла к другому крупнейшему фабриканту – Генриху Брокару, с чьим именем  неразрывно связан золотой век парфюмерии. Еще в юности в Америке он занимался парфюмерным бизнесом настолько успешно, что получил медаль за качество своих изделий. В 1861 году Брокар отправился в Россию и навсегда остался в Москве. Во время своей службы в качестве главного парфюмера на фабрике Гика он изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Продав свое изобретение французской фирме, на вырученные деньги Генрих открыл собственное производство. Настоящая слава на дом Брокаров обрушилась после того, как Генрих Афанасьевич изобрел одеколон «Цветочный», ставший первым массовым одеколоном в России. Вскоре Брокар создал великолепные духи с запахом сирени – «Персидская сирень». Это произведение уже по-настоящему оценили французы: духи получили наивысшую награду – Большую золотую медаль по разделу изящной и гигиенической парфюмерии на Всемирной выставке в Париже.

В 1913 году соратник Брокара парфюмер Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы». Духам суждена была долгая жизнь, и до нас они дошли под названием «Красная Москва».

По своему уникальной личностью был фабрикант-кондитер Адольф Сиу. Кроме основной кондитерской деятельности, он выпускал «высшую парфюмерию». В начале 20 века фабрика Сиу производила более 120 разновидностей духов и 30-40 наименований одеколона. После революции торговый дом Сиу был национализирован и превращен в фабрику «Большевик».

К началу 1917 года в России функционировало 234 завода по производству стекла, на пятнадцати из которых изготавливали парфюмерную посуду. Большинство заводов парфюмерного профиля располагалось в Москве и Московской губернии. Парфюмерные флаконы в дореволюционной России не изготавливались отдельно для каждой фирмы. Кроме того, несколько стекольных заводов могли выпускать флаконы одинакового дизайна. Парфюмерные фабриканты заказывали необходимые им флаконы по каталогам стекольных заводов. Примеры широко распространенных когда-то флаконов «Брокар», «Сиу», «Ралле» представлены на выставке.

В XIX веке в России были в моде подарочные коробки для парфюмерии. Обычно такие коробки изготавливались из картона или дерева и обтягивались шелком или бархатом. В качестве «этикеток» служили карточки с поздравлением, выполненные по желанию заказчика, либо своеобразные вкладыши изготовителя продукции. С бурным развитием промышленности и производства товаров массового спроса резко повысился тираж упаковок и этикеток. К работе над этикетками предприниматели порой привлекали видных художников. Известно, что в рекламной графике (включая упаковку и этикетку) работали И. Билибин, М. Врубель, а также крупные мастера рекламного искусства  А. Апсит, А. Бельский, А. Гапонов, М. Колесников и др.
 
С приходом революции, а затем и НЭПа, отношение людей к парфюмерии стало меняться. Возник государственный трест «Жиркость», объединивший несколько парфюмерных и косметических производств, в том числе знаменитые некогда фабрики Ралле и Брокара. В 1922 году фабрика Брокара обрела новое название: Государственный мыльно-парфюмерный завод «Новая Заря». Запахи оставались прежними, а вот флаконам и этикеткам пришлось кардинально поменяться в соответствии со строгим духом времени и требованием «советского народа». Этикетки и названия парфюмерной продукции теперь все чаще посвящают юбилеям Октябрьской революции, политическим праздникам, съездам компартии и т. д. Вскоре на них стали отображать события культурной жизни, достижения в области науки и техники, например: «800-летие Москвы», «Фестиваль молодежи» («Память о Москве»), запуск первого искусственного спутника земли (духи «Марсианка») и пр. Тема праздника также прекрасно вписывалась в круг разрешенных. Коллективный труд, отдых и спорт, счастье от выполненной трудовой задачи были темами, которые приветствовались в искусстве. При этом вся упаковка и названия в обязательном порядке проходили государственную цензуру.

Духами пользовались только в особых случаях. Флаконы с одеколоном и духами были близки по роли в интерьере к фарфоровым фигуркам: их берегли как украшения. Каждая советская семья мечтала поставить на столик флакон в виде башни Кремля или автомобиля. Надо отдать должное флаконам для духов с притертыми, выточенными вручную пробками – они были действительно красивыми.    В СССР в 1950–1960-х годах  изготавливали флакончики для театральных сумочек. Это были миниатюры, украшенные сканью, эмалью, камнями.

Сохранялась в СССР и старинная технология изготовления футляров для парфюмерии и косметики. Одно из старейших предприятий «Новая заря» активно использовало подобные элементы декора, как  в фирменных новинках, так и при восстановлении некогда известных марок. Клееные футляры объемной, вычурной формы с богатой шелковой драпировкой внутри и с фигурным «гнездом» для флакона – типичные элементы промграфики дореволюционного периода (подарочные наборы «Красная Москва», «Кремль»). Примечательно, что вплоть до конца 1960-х они существовали как неотъемлемая часть советского стиля.

Очень модными в советское время были флаконы из дерева: после токарной обработки на них наносилась резьба, сверху флаконы покрывали красками. Часто такие флаконы привозили из туристических поездок в страны социалистического лагеря – в Болгарию, например – и долго хранили, любовались, гордились «сувениром».

​Парфюмерная посуда – не просто сосуд для ароматической жидкости, флаконы рассказывают об эпохе, о людях, о временах, вкусах и становятся своеобразными проводниками в историю.
афиша Флакон.jpg