Навигация и дополнительные возможности

01.07.2019 | 15:00

Организация социальной реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Организацию социальной реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях стационарного и полустационарного обслуживания на примере «Центра помощи семье и детям» обсудили на очередной коллегии департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области.
 
Основная цель деятельности ГКУ СО ЯО «Центр социальной помощи семье и детям» – предоставление социальных услуг гражданам, в том числе детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, признанным нуждающимися в социальном обслуживании.
Основные категории детей, проходящих реабилитацию в учреждении:

- дети с психическими расстройствами и расстройствами поведения (умственная отсталость, синдром Дауна, задержка психического развития, расстройства аутистического спектра, эмоциональные расстройства и расстройства поведения (СДВГ), синдром навязчивого состояния, и др.) – 57 % от общего числа;
-  дети с нарушениями речи (задержка речевого развития, дизартрия, дисграфия, дислексия, тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи и др.) – 26 %;
дети  с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП и др.) – 9 %;
- дети с нарушением зрения – 1 %;
- дети с нарушением слуха – 1 %;
- дети с заболеваниями по нозологиям (заболевания нервной системы, опорно-двигательной системы, бронхолегочные заболевания и др.) – 6 %.

В штате работают педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, медицинские работники и другие специалисты.

В учреждении предоставляется весь комплекс социальных услуг: социально-бытовые, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-трудовые, социально-правовые, а также срочные услуги.

В отделениях оборудованы игровые комнаты, уютные спальни, кабинеты для занятий со специалистами, учебный и компьютерный классы, сенсорная комната, комната психологической разгрузки в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами. 
Для предоставления социально-медицинских услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждении имеется оборудование.для лечебно-оздоровительных процедур, работают медицинские кабинеты: кабинет массажа, кабинеты физиотерапии (теплового лечения – озокеритолечения, электропроцедур, гипокситерапии, лечебные ванны). Имеется зал для занятий лечебной физкультурой, оборудованный тренажерами, шведской стенкой, необходимым спортивным инвентарем.
Для детей, проходящих реабилитацию, как в стационарном, так и полустационарных отделениях, организуется полноценное 3-5 разовое питание, приготовленное из доброкачественных продуктов, имеющих сертификаты (или паспорта качества), соответствующее калорийности, установленным нормам питания, действующим санитарно-гигиеническим требованиям. Прием пищи осуществляется в просторной и уютной столовой. Для улучшения общего самочувствия, повышения иммунитета дети получают курс кислородных коктейлей.
К концу курса реабилитации у детей наблюдается положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы, навыков социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
У 81 % детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения отмечается снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, улучшение эмоционального фона, улучшение состояния речи, моторной сферы, развитие невербальной коммуникации,  навыков социального взаимодействия и коммуникации, навыков самообслуживания, улучшение общего состояния организма ребенка, снижение тонуса сосудов мозга, улучшение кровоснабжения мозга, повышение устойчивости мозга кислородному голоданию, активация обмена веществ, нормализация мышечного тонуса.
У 83 % детей с нарушениями речи – улучшение состояния речи, развитие невербальной коммуникации, обогащение словарного запаса, улучшение  навыков социального взаимодействия и коммуникации,   моторной сферы,  эмоционального фона, формирование личностных и волевых качеств, расширение моделей поведения, навыков самообслуживания; улучшение общего состояния организма ребенка, стимуляция речевого развития, коррекция тонуса речевых мышц, речевого дыхания, улучшения кровообращения и работы нервной системы, улучшение регуляции жизненно важных функций, нормализация возбудимости и проводимости нервно-мышечного аппарата, центральной нервной системы и вегетативной нервной системы.
У 72 % детей  с нарушением опорно-двигательного аппарата   наблюдается улучшение  двигательных навыков и координации,  сенсомоторной сферы,  эмоционального фона,  навыков социального взаимодействия и коммуникации,  формирование личностных и волевых качеств, навыков самообслуживания, развитие двигательных функций речевого аппарата, невербальной коммуникации, обогащение словарного запаса. улучшение общего состояния организма ребенка, укрепление опорно-двигательного аппарата, уменьшение спастичности конечностей, улучшение координации движения, равновесия.
У всех детей с нарушениями зрения и слуха отмечается  улучшение  сенсомоторной сферы, коммуникативных способностей, двигательных навыков и координации, эмоционального фона, улучшение состояния речи, обогащение словарного запаса, расширение представления об окружающем мире, развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки, творческих способностей, улучшение работы мелких мышц кисти руки. улучшение общего состояния организма ребенка, повышение жизненного тонуса.
У 100 % детей с заболеваниями по нозологиям – улучшение  навыков социального взаимодействия и коммуникации,  эмоционального фона, формирование личностных и волевых качеств, улучшение общего состояния организма ребенка, повышение жизненного тонуса.