Памятка по проведению органами местного самоуправления мероприятий по муниципальному земельному контролю
 
С 1 января 2017 года  органы муниципального земельного контроля обязаны вносить в Единый реестр проверок, размещенный на сайте Генеральной прокуратуры в сети Интернет (https://proverki.gov.ru) информацию:
- о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- о результатах проверок;
- о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
С руководством  пользователя ФГИС «Единый реестр проверок» можно ознакомиться в сети Интернет на сайте Генеральной прокуратуры (https://proverki.gov.ru/wps/portal/).
Должностное лицо, уполномоченное на внесение информации в Единый реестр проверок, назначается распоряжением администрации муниципального образования и несет ответственность за достоверность внесенной информации.
2. В целях повышения эффективности планирования мероприятий по муниципальному земельному контролю органы муниципального земельного контроля обязаны размещать сведения о планируемых и проведенных проверках в АИС «Земресурс76».
 
Плановые проверки
 
В целях осуществления муниципального земельного контроля формируются отдельно 3 плана:
- план плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- план плановых проверок граждан;
- план плановых (рейдовых) осмотров обследований.
Дополнительно в срок до 1мая года, предшествующего году проведения плановых проверок, формируются и направляются предложения в планы проверок в рамках государственного земельного надзора Управлений Росреестра и Россельхознадзора по Ярославской области.
При составлении ежегодного плана проведения плановых проверок (далее – План проверок) необходимо учитывать информацию, полученную:
- в ходе проведения плановых (рейдовых) осмотров;
- от Управления Федеральной налоговой службы ЯО о наличии в собственности юридических лиц, не осуществляющих сельскохозяйственное производство, земель сельскохозяйственного назначения;
- от ГБУ ЯО «Информационно-аналитический центр «Геоинформационные и навигационные системы» о собственниках земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- карт, размещенных в сети Интернет.
При формировании плана проведения проверок использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в планы проверок необходимо в первую очередь включать земельные участки площадью более 30 га, компактно расположенные, потенциально пригодные для вовлечения в хозяйственный оборот.
В План проверок не включать:
- юридические лица или индивидуальных предпринимателей, включенных в План проверок территориального органа государственного земельного надзора;
- юридические лица или индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства;
- юридические лица или индивидуальных предпринимателей, у которых не истекло 3 года со дня: государственной регистрации, окончания проведения последней плановой проверки, начала осуществления предпринимательской деятельности.
Проекты Планов проверок подлежат обязательному согласованию с департаментом имущественных и земельных отношений ЯО (далее – ДИЗО ЯО), территориальными органами государственного земельного надзора и органами прокуратуры.
 
График согласования проектов Планов проверок
 
Согласующие органы
Юридические лица и индивидуальные предприниматели
Граждане
ДИЗО ЯО, рабочая группа Координационного совета по вопросам градостроительства, имущественных и земельных отношений Ярославской области
до 1 мая
до 1 мая
 
Территориальные отделы Управлений Росреестра и  Россельхознадзора по ЯО
до 1 июня
до 1 июня
Органы прокуратуры
до 1 сентября – направляется проект плана;
до 1 ноября – утвержденный план проверок
не согласовывается
 
Обращаем внимание, что чаще всего органы прокуратуры отказывают в согласовании проекта Планов проверок в связи с тем, что:
- включенные в него юридические лица, относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства;
- неправильно указаны реквизиты юридического лица (ОГРН, ИНН, дата государственной регистрации ЮЛ, ИП);
- не соблюдена форма плана, установленная постановлением РФ от 30.06.2010 № 489.
Планы проведения плановых проверок утверждаются руководителем органа муниципального земельного контроля.
Утвержденные планы размещения на официальном сайте органа муниципального земельного контроля в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и иным доступным способом.
Внесение изменений в ежегодный план допускается в случаях:
а) исключения проверки юридического лица из плана проверки в связи с его ликвидацией, индивидуального предпринимателя в связи с прекращением физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
б) изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.
Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте органа муниципального земельного контроля в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений.
 
Внеплановые проверки
Обращаем внимание, что положения ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ о проведении с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, не распространяются на проведение внеплановых проверок.
Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:
 
1.
Поступление в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, свидетельствующих о следующих фактах:
- возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Например: зарастание земель с/х назначения сорными растениями негативно сказывается на фитосанитарном состоянии участков, освоение таких участков невозможно без значительного количества пестицидов, что вызывают излишнюю нагрузку на почву, являющуюся неотъемлемой частью экологической системы. Одним из вредоносных факторов засорения является способность сорных растений выделять корнями в процессе вегетации токсичные продукты жизнедеятельности, изменяющие физико-химическую и биологическую среду почвы. При этом ухудшается плодородие почвы, проявляющееся в способности почвы к производству сельскохозяйственных культур, так как при посеве культурные растения угнетаются под воздействием выделяемых веществ. Так же многолетняя нескошенная трава представляет реальную угрозу пожароопасной обстановки.
- причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- нарушения имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
2.
Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства.
3
Выявление при проведении плановых (рейдовых) осмотров нарушений, указанных в п. 1 таблицы.
 
Внеплановая выездная проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по указанным выше основаниям проводится после согласования с органом прокуратуры.
Согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требуется.
Порядок согласования с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя:
Орган муниципального земельного контроля представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки прилагаются следующие документы:
1) копия распоряжения органа муниципального земельного контроля о проведении внеплановой выездной проверки;
2) выписки  из ЕГРП и ЕГРЮЛ;
3) копия акта планового (рейдового) осмотра земельного участка;
4) служебная записка муниципального инспектора, содержащая информацию о выявленных в рамках планового (рейдового) осмотра земельного участка нарушениях.
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений действующего земельного законодательства и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер орган муниципального земельного контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.
 
Плановые (рейдовые) осмотры
Плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся лицами, уполномоченными на проведение муниципального земельного контроля, на основании плановых (рейдовых) заданий, утвержденных руководителем (заместителем руководителя) органа муниципального земельного контроля.
Порядок оформления и содержания таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются органами местного самоуправления путем принятия соответствующего НПА муниципального образования.
В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов муниципального контроля принимают меры по пресечению нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя органа муниципального земельного контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки.
 
Нормативные правовые акты, регулирующие проведение мероприятий по муниципальному земельному контролю
1. Земельный кодекс РФ ст. 72;
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях ст. 7.1, 7.10, 8.6, 8.7.8.8, ч. 7 ст. 28.3;
3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль»;
6. Постановление Правительства Ярославской области от 18.02.2015 № 150-п «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ярославской области»;
7. Закон ЯО от 29.05.2013 N 30-з «Об отдельных вопросах производства по делам об административных правонарушениях».