Государственная кадастровая оценка земель в Ярославской области,
актуализация ее результатов и ее применение
 
№ п/п
Вопрос
Ответ
1.
Каковы цели проведения государственной кадастровой оценки земель?
Государственная кадастровая оценка земель, заключающаяся в получении и актуализации сведений о кадастровой стоимости земельных участков, проводится для целей налогообложения – для определения размера подлежащего уплате земельного налога, базой для которого является кадастровая стоимость земельного участка.
Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок (в том числе находящийся в государственной или муниципальной собственности), при его купле или продаже, использовании в качестве залога, осуществлении взноса в уставной капитал, для других целей.
2.
В отношении каких категорий земель в Ярославской области проведена / актуализирована государственная кадастровая оценка земель?
В настоящее время на территории Ярославской области утверждены результаты государственной оценки (ГКО) земель всех категорий.
Категория земель
Нормативно-правовой акт, утверждающий результаты ГКО
Дата начала применения результатов ГКО
Земли населенных пунктов
01.01.2012
Земли промышленности и иного специального назначения
01.01.2012
Земли особо охраняемых территорий и объектов
01.01.2012
Земли садоводческих, огороднических и дачных объединений в составе земель сельскохозяйственного назначения
01.01.2010
Земли сельскохозяйственного назначения
01.01.2013
Таким образом, утверждением результатов ГКО земель сельскохозяйственного назначения работа по проведению государственной кадастровой оценки земель и актуализации ее результатов на территории области завершена.
3.
Как организовано проведение государственной кадастровой оценки земель?
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (или в ряде случаев по решению органа местного самоуправления).
Для проведения работ привлекаются оценщики – юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Работы проводятся в соответствии с едиными для Российской Федерации методическими и нормативно-техническими документами
В соответствии со статьей 24.13 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Соответственно для проведения ГКО территориальным Управлением Росреестра России по соответствующему субъекту Российской Федерации формируется перечень земельных участков, содержащихся по состоянию на 1 января года проведения работ по ГКО в государственном кадастре недвижимости (а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении названного органа кадастрового учета).
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками на основе выше указанной информации, отражается в отчете об определении кадастровой стоимости, подлежащем экспертизе саморегулируемой организации оценщиков, и при условии положительного экспертного заключения утверждается правовым актом субъекта РФ (в Ярославской области – постановлением Правительства Ярославской области).
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (в редакции от 30.06.2010 № 478), государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена ГКО.
4.
Каким образом устанавливается кадастровая стоимость земельного участка при проведении ГКО?
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, кадастровая стоимость объектов оценки (земельных участков) определяется на дату формирования Управлением Росреестра по субъекту Российской Федерации перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке).
Ниже представлена информация о датах, по состоянию на которые проводилась ГКО земель той или иной категории, а также количестве земельных участков, вошедших в названные перечни.
Категория земель
Дата, на которую проводилась оценка
Количество оцениваемых земельных участков
Земли населенных пунктов
01.01.2010
420 587
Земли промышленности и иного специального назначения
01.01.2009
20 028
Земли особо охраняемых территорий и объектов
01.01.2009
329
Земли садоводческих, огороднических и дачных объединений в составе земель сельскохозяйственного назначения
01.01.2008
39 964
Земли сельскохозяйственного назначения
01.01.2011
34 395
При этом в соответствии с указанным Федеральным стандартом оценки под кадастровой стоимостью понимается рыночная стоимость, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости.
Таким образом, кадастровая стоимость того или иного земельного участка, определенная в рамках ГКО, в значительной степени зависит от состояния рыночной конъюнктуры и ее изменений, произошедших с момента предыдущей оценки. Именно поэтому, например, в определенной степени (в некоторых случаях в разы) по сравнению с предыдущими результатами возросла кадастровая стоимость земельных участков из земель населенных пунктов.
5.
Какие причины влияют на установление кадастровой стоимости земельных участков?
Основным фактором является, как указано ранее, изменение рыночной конъюнктуры, произошедшей с момента предыдущей государственной кадастровой оценки. Вместе с тем, следует также учитывать различия методик, применяемых при проведении работ в разные периоды оценки.
Кроме того, существенное значение имеет достоверность и объективность предоставляемой оценщику органами местного самоуправления исходной информации по факторам стоимости, примененным при расчете кадастровой стоимости земельных участков, а также коэффициент значимости тех из них, которые при расчете оказали наибольшее влияние.
6.
Как определяется кадастровая стоимость земельного участка, если он не был включен в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке?
В случаях, если по каким-то причинам земельный участок не попал в перечень объектов недвижимости для целей проведения ГКО, хотя был учтен в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость такого участка определяется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222, органом кадастрового учета (в Ярославской области это филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области – филиал ФГБУ «ФКР Росреестра» по Ярославской области).
Таким же образом происходит определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, а также существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Датой изменения кадастровых сведений об объекте недвижимости (кадастровой стоимости) в государственном кадастре недвижимости, является дата принятия соответствующего решения уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
7.
Каким образом можно узнать кадастровую стоимость земельного участка?
Получить информацию о кадастровой стоимости земельного участка можно в органе кадастрового учета. В Ярославской области это филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области, расположенный по адресу: г. Ярославль, ул. Пушкина, 14а (справочная телефонная линия – 8(4852) 64-03-77).
Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельного участка также можно узнать на сайте Росреестра России (http://rosreestr.ru), воспользовавшись электронным сервисом «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» и введя кадастровый номер интересующего земельного участка. Однако эта информация носит исключительно справочный характер, а распечатка этих сведений не имеет юридической силы.
Кроме того, кадастровая стоимость каждого земельного участка, включенного в перечень земельных участков, подлежащих ГКО, и являвшихся объектом оценки, указана в приложениях к соответствующим правовым актам субъекта Российской Федерации, утверждающим результаты ГКО (в случае Ярославской области – к постановлениям Правительства области).
8.
Как можно исправить ошибку в государственном кадастре недвижимости, влияющую на показатель кадастровой стоимости земельного участка?
Возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости предусмотрена статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
При этом введена классификация на два вида ошибок: технические и кадастровые. Оба вида ошибок подлежат исправлению, но в разном порядке.
Технические ошибки – это ошибки, допущенные органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшие к несоответствию внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений сведениям в документах, на основании которых эти сведения вносились в государственный кадастр недвижимости. Это описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки либо подобные ошибки.
В случае обнаружения такой ошибки самим органом кадастрового учета, или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке (по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 13.04.2009 № 125), или  на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в срок не более 5 рабочих дней. Не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, указанное решение или решения об отклонении заявления (с обоснованием причин отклонения) должно быть направлено по почтовому адресу правообладателя объекта недвижимости или лица, обратившегося с заявлением об обнаружении технической ошибки.
Кадастровыми признаются ошибки в исходном документе (отчете), на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. В основном, к подобным (кадастровым) ошибкам относятся случаи неверного отнесения оценщиками земельных участков к той или иной группе видов разрешенного использования. Исправление выявленных кадастровых ошибок происходит путем внесения требуемых изменений в нормативно-правовой акт субъекта РФ, утверждающий результаты ГКО. Уточненные сведения применяются не с даты исправления, а с даты утверждения результатов ГКО (даты принятия нормативно-правого акта субъекта РФ).
9.
Можно ли оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка?
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» правообладатели или иные заинтересованные лица могут оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в арбитражном суде.
Статьей 24.19 названного закона предусмотрена также возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Эта возможность распространяется на результаты ГКО, договоры на проведение которых были заключены после 25 сентября 2010 г. (т.е. после истечения 60 дней со дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающего норму досудебного оспаривания результатов кадастровой стоимости). Таким образом, в Ярославской области в досудебном порядке могут быть рассмотрены споры только о результатах ГКО земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные постановлением Правительства области от 11.07.2012 №636-п.zip .
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости предусматривает подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Основанием для подачи заявления могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, или  установление его рыночной стоимости, определенной индивидуально в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
10.
Куда можно обратиться за разъяснениями результатов ГКО земель?
Разъяснение результатов государственной кадастровой оценки как в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель определенной категории, так и в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка осуществляет территориальное Управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации. В Ярославской области – Управление Росреестра по Ярославской области, расположенное по адресу:       г. Ярославль, пр-т Толбухина, д. 64а; телефон для справок: 8(4852) 30-14-93.
Кроме того, по мере создания Росреестром России Фонда данных государственной кадастровой оценки, предусмотренного приказом Минэкономразвития России от 21.02.2011 № 53 «Об утверждении порядка ведения Фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда», правообладатель объекта недвижимости и иные заинтересованные лица смогут осуществить проверку правильности расчета кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимости посредством обращения к данным фонда через сеть Интернет.
На основании разъяснений результатов государственной кадастровой оценки земель, предоставляемых Управлением Росреестра по субъекту Российской Федерации, правообладатель земельного участка вправе провести проверку правильности определения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка на основании Отчета об оценке его рыночной стоимости, заказанного в индивидуальном порядке. При выявлении несоответствий, как было указано ранее, правообладатели или иные заинтересованные лица могут оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в установленном законом порядке.